Российское индейководство: уверенный рост продолжается

Russian turkey production: steady growth continues
Март 2025 • Актуально
Скачать статью в PDF
Отечественное производство мяса индейки в 2024 г. увеличилось, несмотря на сложности, связанные с удорожанием племенного материала, оборудования, рабочей силы и логистики.
Ключевые слова: производство мяса индейки, индейководство, экспорт индейки, импорт индейки, инкубационное яйцо индейки, НАПИ, «АГРИФУД Стретеджис»

Производство мяса индейки в России в 2024 г. выросло на 3,8% по сравнению с уровнем предыдущего года и превысило 438 тыс. т в убойной массе, что позволило стране вновь занять первое место по этому показателю в Европе и второе — в мире.

Отечественное производство мяса индейки в 2024 г. увеличилось, несмотря на сложности, связанные с удорожанием племенного материала, оборудования, рабочей силы и логистики (рис. 1). Об этом говорят результаты ежегодного анализа данных, полученных от индейководческих компаний и поставщиков племенного материала. Причем темп прироста в индейководстве был почти вдвое выше, чем в птицеводстве в целом (2,1%, по данным Национального союза птицеводов).

Рис. 1. Объем производства мяса индейки в РФ в 2010–2024 гг. и прогноз до 2030 г., тыс. т

В прошедшем году спрос на индейку по‑прежнему превышал предложение, сообщил президент консалтингового агентства «АГРИФУД Стретеджис» Альберт Давлеев.

— Это стало особенно очевидно в третьем квартале, когда ведущие компании вступили в активную фазу совершенствования инфраструктуры, реструктуризации и расширения производства. Мощности уже не успевают за спросом, им требуются модернизация и оптимизация, — отметил эксперт.

Доля индейки в общем объеме производства мяса птицы в России в 2024 г. достигла 8%. В общем объеме его экспорта доля индейки едва превысила 6%. Кроме этого, ненамного, до 4,3 тыс. т, вырос импорт, что также свидетельствует о недостаточной насыщенности отечественного рынка мясом индейки.

По словам исполнительного директора Национальной ассоциации производителей индейки (НАПИ) Анатолия Вельматова, ряд компаний — членов ассоциации, такие как ГК «Дамате» и ООО «Агро-плюс», наметили и реализуют программы по созданию новых племрепродукторов, площадок откорма птицы, перерабатывающих производств в Пензенской, Тюменской областях и Ставропольском крае. Полностью вышло на проектную мощность предприятие ООО «СоюзПромПтица» — бывший комплекс им. Гафури в Башкортостане. Компания также планирует расширение. Реструктурирует свои активы и ПАО «Группа Черкизово» в Тамбовской и Тульской областях. При этом практически все относительно небольшие региональные компании увеличили свои поставки на 5–10%, а татарстанское подразделение холдинга «Ак-Барс» — почти втрое. Под Барнаулом начато строительство нового индейководческого комплекса АО «Индейка Алтая» (таблица).

Рейтинг производителей мяса индейки в 2023–2024 гг.

Доля пяти крупнейших производителей мяса индейки в общем объеме производства, как и прежде, составила почти 85%. Безусловным лидером остается ГК «Дамате» (55%), значительно расширившая свой ассортиментный ряд и покрывшая дистрибьюторской сетью практически всю территорию России (рис. 2).

Рис. 2. Доли топ-5 компаний — производителей индейки РФ в общем объеме производства в 2024 г., %

Доля ЛПХ и КФХ в общем объеме производства индейки продолжает сокращаться: в 2024 г. на эти хозяйства приходилось чуть больше 6%, что на 1% ниже их доли в общем объеме производства мяса птицы. Основные причины — ограниченная доступность инкубационного яйца для частных ферм и слабые возможности для реализации продукции на рынке вследствие развития сетевой торговли, требующей немалых объемов поставок.

По оценке информационного агентства «ИМИТ», в 2024 г. из России экспортировали 27,7 тыс. т индейководческой продукции, что на 2 тыс. т, или на 8%, больше, чем в 2023 г. Индейку из России поставили в 37 стран. Крупнейшими импортерами стали Китай (59,5%), Конго и Бенин. Российская индейка занимает почти 100% рынка Китая (16 тыс. т), а рост ее продаж в КНР в 2024 г. превысил 72% (рис. 3).

Рис. 3. Объемы экспорта и импорта мяса индейки в РФ в 2015–2024 гг., тыс. т

«АГРИФУД Стретеджис» отмечает, что в 2024 г. в экспорте индейки из России наконец‑то наметился качественный скачок: она перешла из категории «коммодитиз» в розницу, появилась на прилавках крупных ближневосточных сетей и на электронных торговых площадках. ГК «Дамате» поставила свою продукцию в розничную сеть Prime Markets в Саудовской Аравии, а ООО «Агро-плюс» — в крупнейшую эмиратскую сеть LuLu. Кстати, Саудовская Аравия почти удвоила импорт индейки, увеличив его до 750 т, что позволило России занять 45% местного рынка.

Однако главной задачей российских индейководов по‑прежнему остается удовлетворение внутреннего спроса. По результатам мониторинга НАПИ, ценовая ситуация на рынке индейки была относительно стабильной практически в течение всего года. В то время как прайс-листы производителей на недорогие части тушки — голень и крыло — почти не менялись, рыночная стоимость мяса механической обвалки (популярного сырья для мясоколбасных изделий) упала на 15%. Ключевые позиции ассортимента — филе грудки и бедра индейки — традиционно начали расти в цене только в четвертом квартале пропорционально увеличению сезонного спроса, достигнув одинакового уровня примерно в 480 руб. за 1 кг в оптовом канале продаж. При этом на прилавках магазинов индейка была значительно более доступной, чем говядина и баранина, розничные цены на которые в 2024 г. выросли до рекордных значений — 800–1000 руб./кг.

По мнению А. Давлеева, все это свидетельствует о том, что мясо индейки вполне успешно заменяет более дорогое красное мясо, включая свинину, в рационах российских потребителей, предоставляя им возможность разнообразить выбор блюд для приготовления, приобретения мясоколбасных изделий и деликатесов.

— Основным драйвером увеличения продаж мяса индейки является постоянно растущий тренд здорового питания, который, по оценкам маркетинговых агентств, превышает 8,5% в год. К сожалению, индейководство пока за ним не успевает, но зато находится в авангарде спроса в мясной категории, — отметил А. Давлеев.

В подтверждение своих слов президент «АГРИФУД Стретеджис» привел данные Института Человека «РОМИР», которые свидетельствуют о примерно 4%-м приросте потребления индейки за счет заметного увеличения числа российских семей, купивших ее хотя бы один раз в году, и опережающего высокого темпа реализации замороженной продукции. Последнее, по словам А. Давлеева, отражает растущую пенетрацию дистрибуции продуктов из индейки в дальние регионы страны и вглубь сельских территорий.

— Продажи индейки в России в 2024 г. стали действительно омниканальными: сегодня они осуществляются не только в сетевых супермаркетах, магазинах «у дома», частных мясных лавках, в онлайн-магазинах и с помощью служб доставки, но и зашли в сетевой фуд-сервис. В самой популярной сети «Вкусно. И Точка» уже несколько месяцев успешно продаются новые бургеры с беконом из индейки, готовится запуск новинок из индейки и у других крупнейших операторов быстрого питания, — сказал А. Давлеев.

А. Вельматов отметил, что главной проблемой, сдерживающей дальнейшую реализацию потенциала российского индейководства, остается недостаточная племенная база отрасли.

— К сожалению, продуктивных и конкурентоспособных отечественных кроссов промышленной индейки в России не осталось, поэтому племенной материал приходится закупать за рубежом, только частично локализуя производство инкубационного яйца на нескольких племрепродукторах, — отметил эксперт.

По данным НАПИ, недостаточные поставки импортного инкубационного яйца стали основным фактором, ограничивавшим производство индейки в 2024 г., и главной причиной роста ее себестоимости. Удорожание племенного материала произошло из‑за резкого сокращения его предложения в мире, вызванного непрекращающимися с 2022 г. вспышками гриппа птиц в главных центрах промышленного индейководства Европы и Северной Америки.

По сравнению с показателем 2023 г. импорт инкубационного яйца индейки упал на 23% — с 23 до 17,5 млн штук. Однако несмотря на это, по словам А. Вельматова, отечественным индейководам удалось практически полностью компенсировать потери и даже нарастить собственное производство инкубационного яйца до 34,5 млн штук, повысив уровень самообеспеченности отрасли с 55 до 66%.

— Дефицит племенного яйца сохраняется и в начавшемся году, поскольку значительно нарастить его производство в России возможно только в перспективе, примерно за 3–5 лет, да и то при наличии надежного источника комплектования родительских стад или поставок из‑за рубежа, а также при доступности экономически выгодных кредитных программ для инвестиций в племенную работу, — прогнозирует А. Давлеев.

Непрекращающаяся панзоотия гриппа птиц остается серьезным вызовом и для отечественного промышленного индейководства. После некоторого затишья в первой половине 2024 г. с августа от вспышек этой болезни пострадали огромные территории США и Канады, большинства европейских стран, регионы Азии и Африки. Российские компании — производители индейки — вкладывают десятки миллионов рублей в программы биобезопасности и биозащиты на своих фермах и постоянный лабораторный мониторинг с участием специалистов региональных ветслужб и Россельхознадзора. Для более эффективного взаимодействия индейководов с госорганами и внутри подотрасли в НАПИ создают Технический комитет с участием представителей ветеринарных служб и служб качества ведущих производителей индейки.

Однако несмотря на объективные сложности и вызовы, в НАПИ не сомневаются: при должном уровне государственной поддержки цели по выходу годового производства индейки в России на уровень 650–700 тыс. т могут быть выполнены в течение ближайших пяти лет, как и поставленная руководством страны задача по увеличению экспорта в 1,5 раза к 2030 г.

Материал предоставлен ООО «АГРИФУД Стретеджис»

 

ИД «Животноводство»
animal@zzr.ru
Москва, Хорошевское шоссе, 32 А, оф. 8
+7 901 578-71-29
8 800 551-73-54
Помимо кукурузного силоса, другие типы кормов, такие как сенаж из злаков и люцерны, не менее важны для повышения продуктивности, улучшения состава молока и сохранения здоровья животных.
Читать статью
О молочном и мясном скотоводстве, а также других факторах роста АПК региона рассказывает министр сельского хозяйства Калининградской области Артем Иванов.
Читать статью
Молоко может быть экономически выгодной альтернативой ЗЦМ, но его использование создает для хозяйства большие проблемы из-за сложности хранения и риска развития заболеваний у телят.
Читать статью

Другие статьи

Рынок мяса птицы: тенденции и возможности для развития

Производство и потребление мяса бройлеров растет в России и в мире. Развитию подотрасли в нашей стране способствуют новые меры государственной поддержки и работа по импортозамещению.

Развитие птицеводства в ЕАЭС
Создание и развитие системы племенного птицеводства и привлечение прямых инвестиций позволят воплотить в жизнь совместные селекционные программы и сформировать замкнутые производственные цепочки в рамках государств — членов Евразийского экономического союза.
Профильное образование и реальное производство
Об эффективности подготовки в профильных вузах ветеринарных врачей, зоотехников и других специалистов для АПК, создании научно-образовательных центров, а также о важности прохождения студентами практики в животноводческих хозяйствах рассказывают председатель совета директоров ООО «СГЦ» Топ Ген Ан
Производство мяса в России: динамика положительная
В статье приведены данные анализа по производству мяса всех видов в России и мире и отмечены основные тенденции в развитии экспорта и импорта говядины.
Развитие птицеводства: рост спроса и импортозамещение
Об основных направлениях развития птицеводства в современных условиях, экспорте продукции и замещении импортного племенного материала отечественным пишет эксперт ФГБУ «Центр Агроаналитики» Ю. Цындрина.
Лидеры молочного рынка
В рейтинг, составленный аналитиками Союзмолоко, Milknews и Streda Consulting, вошли 30 компаний — производителей молока. Из них 15 в 2023 г. преодолели рубеж в 100 тыс. т.
Производство комбикормов: точки стабильности
В Международной промышленной академии в Москве прошла XVII Международная конференция «Производство комбикормов для эффективного животноводства и птицеводства. Комбикорма-2023», где обсудили ситуацию на рынке и перспективы развития российской комбикормовой промышленности.
«Переформатироваться должен каждый»
Интервью с президентом выставочной компании «Асти Групп» Наринэ Багманян об актуальных трендах в российском АПК и о подготовке к Международной выставке «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия холода для АПК / MAP Russia & VIV 2023».
Новые тренды — новые возможности
В Москве состоялся саммит «Аграрная политика России: безопасность и качество продукции», организованный компанией «Асти Групп».
Это касается каждого
Для укрепления иммунной системы и поддержания здоровья, особенно в период пандемии COVID-19, население должно правильно питаться и повышать свою физическую активность.
А. Белов
Рынок молока: выстоим вместе!
О ситуации в молочной отрасли рассказывает известный эксперт молочного рынка генеральный директор Союзмолоко Артем Белов.
Необходимо возрождать традиции старой школы
Об эффективности подготовки ветеринарных врачей в профильных институтах и о важности практики в учхозах рассуждает кандидат сельскохозяйственных наук А. Некрасов.
Владимир КРАВЧЕНКО
Рынок мяса: развитие продолжается
Автор анализирует ситуацию на мясном рынке России и мира и пишет о прогнозах по производству и экспорту мяса на ближайший год.
За пределами стереотипов
На пресс-подходе в рамках выставки «АГРОС-2023» в Москве на вопросы журналистов ответили генеральный директор ГК МЕГАМИКС Василий Фризен и генеральный директор ООО «МегаМикс Центр» Арсений Власов.
Расширяем научные горизонты и повышаем интеллектуальный потенциал
В 2020 г. Всероссийский научно-исследовательский и технологический институт птицеводства (ВНИТИП) отметил 90-летие.