Производство мяса индейки в России в 2024 г. выросло на 3,8% по сравнению с уровнем предыдущего года и превысило 438 тыс. т в убойной массе, что позволило стране вновь занять первое место по этому показателю в Европе и второе — в мире.
Отечественное производство мяса индейки в 2024 г. увеличилось, несмотря на сложности, связанные с удорожанием племенного материала, оборудования, рабочей силы и логистики (рис. 1). Об этом говорят результаты ежегодного анализа данных, полученных от индейководческих компаний и поставщиков племенного материала. Причем темп прироста в индейководстве был почти вдвое выше, чем в птицеводстве в целом (2,1%, по данным Национального союза птицеводов).
В прошедшем году спрос на индейку по‑прежнему превышал предложение, сообщил президент консалтингового агентства «АГРИФУД Стретеджис» Альберт Давлеев.
— Это стало особенно очевидно в третьем квартале, когда ведущие компании вступили в активную фазу совершенствования инфраструктуры, реструктуризации и расширения производства. Мощности уже не успевают за спросом, им требуются модернизация и оптимизация, — отметил эксперт.
Доля индейки в общем объеме производства мяса птицы в России в 2024 г. достигла 8%. В общем объеме его экспорта доля индейки едва превысила 6%. Кроме этого, ненамного, до 4,3 тыс. т, вырос импорт, что также свидетельствует о недостаточной насыщенности отечественного рынка мясом индейки.
По словам исполнительного директора Национальной ассоциации производителей индейки (НАПИ) Анатолия Вельматова, ряд компаний — членов ассоциации, такие как ГК «Дамате» и ООО «Агро-плюс», наметили и реализуют программы по созданию новых племрепродукторов, площадок откорма птицы, перерабатывающих производств в Пензенской, Тюменской областях и Ставропольском крае. Полностью вышло на проектную мощность предприятие ООО «СоюзПромПтица» — бывший комплекс им. Гафури в Башкортостане. Компания также планирует расширение. Реструктурирует свои активы и ПАО «Группа Черкизово» в Тамбовской и Тульской областях. При этом практически все относительно небольшие региональные компании увеличили свои поставки на 5–10%, а татарстанское подразделение холдинга «Ак-Барс» — почти втрое. Под Барнаулом начато строительство нового индейководческого комплекса АО «Индейка Алтая» (таблица).
Доля пяти крупнейших производителей мяса индейки в общем объеме производства, как и прежде, составила почти 85%. Безусловным лидером остается ГК «Дамате» (55%), значительно расширившая свой ассортиментный ряд и покрывшая дистрибьюторской сетью практически всю территорию России (рис. 2).
Доля ЛПХ и КФХ в общем объеме производства индейки продолжает сокращаться: в 2024 г. на эти хозяйства приходилось чуть больше 6%, что на 1% ниже их доли в общем объеме производства мяса птицы. Основные причины — ограниченная доступность инкубационного яйца для частных ферм и слабые возможности для реализации продукции на рынке вследствие развития сетевой торговли, требующей немалых объемов поставок.
По оценке информационного агентства «ИМИТ», в 2024 г. из России экспортировали 27,7 тыс. т индейководческой продукции, что на 2 тыс. т, или на 8%, больше, чем в 2023 г. Индейку из России поставили в 37 стран. Крупнейшими импортерами стали Китай (59,5%), Конго и Бенин. Российская индейка занимает почти 100% рынка Китая (16 тыс. т), а рост ее продаж в КНР в 2024 г. превысил 72% (рис. 3).
«АГРИФУД Стретеджис» отмечает, что в 2024 г. в экспорте индейки из России наконец‑то наметился качественный скачок: она перешла из категории «коммодитиз» в розницу, появилась на прилавках крупных ближневосточных сетей и на электронных торговых площадках. ГК «Дамате» поставила свою продукцию в розничную сеть Prime Markets в Саудовской Аравии, а ООО «Агро-плюс» — в крупнейшую эмиратскую сеть LuLu. Кстати, Саудовская Аравия почти удвоила импорт индейки, увеличив его до 750 т, что позволило России занять 45% местного рынка.
Однако главной задачей российских индейководов по‑прежнему остается удовлетворение внутреннего спроса. По результатам мониторинга НАПИ, ценовая ситуация на рынке индейки была относительно стабильной практически в течение всего года. В то время как прайс-листы производителей на недорогие части тушки — голень и крыло — почти не менялись, рыночная стоимость мяса механической обвалки (популярного сырья для мясоколбасных изделий) упала на 15%. Ключевые позиции ассортимента — филе грудки и бедра индейки — традиционно начали расти в цене только в четвертом квартале пропорционально увеличению сезонного спроса, достигнув одинакового уровня примерно в 480 руб. за 1 кг в оптовом канале продаж. При этом на прилавках магазинов индейка была значительно более доступной, чем говядина и баранина, розничные цены на которые в 2024 г. выросли до рекордных значений — 800–1000 руб./кг.
По мнению А. Давлеева, все это свидетельствует о том, что мясо индейки вполне успешно заменяет более дорогое красное мясо, включая свинину, в рационах российских потребителей, предоставляя им возможность разнообразить выбор блюд для приготовления, приобретения мясоколбасных изделий и деликатесов.
— Основным драйвером увеличения продаж мяса индейки является постоянно растущий тренд здорового питания, который, по оценкам маркетинговых агентств, превышает 8,5% в год. К сожалению, индейководство пока за ним не успевает, но зато находится в авангарде спроса в мясной категории, — отметил А. Давлеев.
В подтверждение своих слов президент «АГРИФУД Стретеджис» привел данные Института Человека «РОМИР», которые свидетельствуют о примерно 4%-м приросте потребления индейки за счет заметного увеличения числа российских семей, купивших ее хотя бы один раз в году, и опережающего высокого темпа реализации замороженной продукции. Последнее, по словам А. Давлеева, отражает растущую пенетрацию дистрибуции продуктов из индейки в дальние регионы страны и вглубь сельских территорий.
— Продажи индейки в России в 2024 г. стали действительно омниканальными: сегодня они осуществляются не только в сетевых супермаркетах, магазинах «у дома», частных мясных лавках, в онлайн-магазинах и с помощью служб доставки, но и зашли в сетевой фуд-сервис. В самой популярной сети «Вкусно. И Точка» уже несколько месяцев успешно продаются новые бургеры с беконом из индейки, готовится запуск новинок из индейки и у других крупнейших операторов быстрого питания, — сказал А. Давлеев.
А. Вельматов отметил, что главной проблемой, сдерживающей дальнейшую реализацию потенциала российского индейководства, остается недостаточная племенная база отрасли.
— К сожалению, продуктивных и конкурентоспособных отечественных кроссов промышленной индейки в России не осталось, поэтому племенной материал приходится закупать за рубежом, только частично локализуя производство инкубационного яйца на нескольких племрепродукторах, — отметил эксперт.
По данным НАПИ, недостаточные поставки импортного инкубационного яйца стали основным фактором, ограничивавшим производство индейки в 2024 г., и главной причиной роста ее себестоимости. Удорожание племенного материала произошло из‑за резкого сокращения его предложения в мире, вызванного непрекращающимися с 2022 г. вспышками гриппа птиц в главных центрах промышленного индейководства Европы и Северной Америки.
По сравнению с показателем 2023 г. импорт инкубационного яйца индейки упал на 23% — с 23 до 17,5 млн штук. Однако несмотря на это, по словам А. Вельматова, отечественным индейководам удалось практически полностью компенсировать потери и даже нарастить собственное производство инкубационного яйца до 34,5 млн штук, повысив уровень самообеспеченности отрасли с 55 до 66%.
— Дефицит племенного яйца сохраняется и в начавшемся году, поскольку значительно нарастить его производство в России возможно только в перспективе, примерно за 3–5 лет, да и то при наличии надежного источника комплектования родительских стад или поставок из‑за рубежа, а также при доступности экономически выгодных кредитных программ для инвестиций в племенную работу, — прогнозирует А. Давлеев.
Непрекращающаяся панзоотия гриппа птиц остается серьезным вызовом и для отечественного промышленного индейководства. После некоторого затишья в первой половине 2024 г. с августа от вспышек этой болезни пострадали огромные территории США и Канады, большинства европейских стран, регионы Азии и Африки. Российские компании — производители индейки — вкладывают десятки миллионов рублей в программы биобезопасности и биозащиты на своих фермах и постоянный лабораторный мониторинг с участием специалистов региональных ветслужб и Россельхознадзора. Для более эффективного взаимодействия индейководов с госорганами и внутри подотрасли в НАПИ создают Технический комитет с участием представителей ветеринарных служб и служб качества ведущих производителей индейки.
Однако несмотря на объективные сложности и вызовы, в НАПИ не сомневаются: при должном уровне государственной поддержки цели по выходу годового производства индейки в России на уровень 650–700 тыс. т могут быть выполнены в течение ближайших пяти лет, как и поставленная руководством страны задача по увеличению экспорта в 1,5 раза к 2030 г.
Материал предоставлен ООО «АГРИФУД Стретеджис»