Артем БЕЛОВ, генеральный директор
Союзмолоко
Подводя итоги 2020 г. в молочной отрасли и строя планы на будущее, нужно учитывать несколько ключевых тенденций, определяющих перспективы производства в нынешнем году. Так, одним из важнейших результатов минувшего года стало то, что негативные, порой алармистские прогнозы не только для молочной, но и для всей пищевой индустрии, которые эксперты давали в первые месяцы пандемии коронавируса, сбылись не в полной мере. В целом ситуация развивалась по гораздо более благоприятному сценарию, чем можно было предполагать в начале года. Это характерно и для рынка готовой продукции, и для рынка сырья, причем не только в России, но и в других странах мира.
Кризис откладывается
В том что в отрасли удалось сохранить стабильность, ключевую роль сыграл фактор потребления. Сейчас можно констатировать: в 2020 г., вопреки ожиданиям аналитиков, спрос на молочную продукцию не снизился, а на некоторые категории товаров даже немного вырос. Причин этому было несколько. Первая — выделение государством «вертолетных денег» на поддержку наиболее уязвимых слоев населения во время вынужденной самоизоляции. Объем такой поддержки составил 400 млрд руб., а это существенная сумма. Поскольку деньги выплатили социально незащищенным категориям граждан, они тратили их в первую очередь на продукты питания, благодаря чему спрос удалось сохранить.
Другой фактор, связанный с потреблением, заключается в том, что многие россияне, которые ранее проводили лето за рубежом, в прошлом году остались в стране и расходовали деньги здесь. Обычно за две недели отпуска человек приобретает примерно 4% молочной продукции от годового объема ее потребления. Таким образом, закрытие границ и отсутствие возможности путешествовать сыграло позитивную роль для отрасли, так как способствовало поддержанию спроса.
На потребление молока благоприятно повлиял и такой фактор, как изменение привычек питания, связанное с введением режима самоизоляции. Люди стали в основном готовить дома, что привело к увеличению спроса на целый ряд молокоемких продуктов: сливочное масло, сметану, сыр. Это подтверждают статистические данные. Кроме того, заметно выросло потребление молока в целом. Таким образом, сохранение спроса стало первым позитивным итогом 2020 г.
Второй важнейший тренд, о котором необходимо сказать, — увеличение экспорта, в том числе молочных продуктов. Этому в значительной мере способствовала девальвация национальной валюты: в 2020 г. курс рубля снизился почти на 25%. По итогам 2019 г. объем экспорта молочной продукции из Российской Федерации в денежном выражении составил чуть более 300 млн долл. В 2020 г., по данным экспертов Союзмолоко, он увеличился примерно на 25% в натуральном выражении и на 20% в денежном. Это новая точка роста для молочной отрасли, особенно в ситуации неопределенности с доходами населения и спросом на внутреннем рынке.
Что касается импорта молочных продуктов, в 2020 г. его объем сократился примерно на 200 тыс. т, или на 2–3%. Во многом этому способствовало ослабление рубля, в результате чего значительно увеличилась стоимость ввозимой молочной продукции. Ее конкурентоспособность на российском рынке заметно снизилась, что и привело к уменьшению объемов импорта.
Довольно благоприятная ситуация сложилась и в производстве молока-сырья. В последние несколько лет в сырьевом секторе наблюдался динамичный рост. Причиной этому послужило падение курса рубля, начавшееся в 2014 г., и сохранение объемов государственной поддержки, которые все последние годы оставались достаточно большими. Благодаря таким условиям в отрасль продолжали приходить новые инвесторы. Все это способствовало тому, что средний темп прироста в молочном секторе составлял около 3% в год. В 2020 г. производство молока-сырья увеличилось примерно на 700–800 тыс. т, или на 3,5%. В начале года эксперты Союзмолоко прогнозировали более высокий прирост, но, к сожалению, в ряде регионов России в июле и августе погода не позволила достичь намеченных показателей и объемы полученного сырого молока были меньше ожидаемых. И все же необходимо отметить, что такие результаты оказались более позитивными, чем можно было предполагать в марте-апреле, когда началась пандемия коронавируса.
Сложнее, чем 2020‑й
Итак, чего же можно ожидать производителям молока в 2021 г.? Я считаю, что наступивший год будет сложнее, чем 2020‑й. Те риски, которые существовали, но не реализовались в предыдущем году, сыграют ключевую роль в состоянии отрасли в 2021 г.
По итогам прошедшего года примерно на 4% снизились реальные доходы населения. Падение ВВП аналитики оценивают в 4–6%. В целом развитие пищевой индустрии, в частности молочной промышленности, зависит от доходов населения и спроса на продукцию. Если в 2020 г. уровень потребления сохранился благодаря поддержке государства, самоизоляции и отсутствию возможности для отдыха за границей, то в 2021 г. условия будут другими, а значит, вполне возможно, что спрос значительно уменьшится.
С большой долей вероятности это произойдет на фоне «ценовых ножниц». С одной стороны, в стране быстрыми темпами растет производство молока-сырья, с другой — в состоянии стагнации находится потребление, и на таком фоне существенно повышается себестоимость продукции. Себестоимость сырья в 2020 г. увеличилась примерно на 15%. Это серьезная цифра, несмотря на то, что в 2019 г. в индустрии установился неплохой уровень доходности. Для сравнения приведу еще одну цифру. В среднем в 2020 г. розничная цена на молочные продукты выросла примерно на 3–8%. Даже продовольственная инфляция в целом составила 5,1%, но на молочную продукцию цены повышались слабо, поскольку эти товары входят в категорию социально значимых. В результате образовались «ценовые ножницы».
Рост себестоимости производства сырья и его переработки на фоне стагнации потребления и давления со стороны торговых сетей (ограничение возможностей для увеличения цены) станут причиной снижения экономической эффективности молочных предприятий, а это может привести к серьезным негативным последствиям, прежде всего, для не самых эффективных переработчиков. Возможно, ряд предприятий обанкротится, но в то же время ускорится процесс консолидации в отрасли. Для молочной индустрии это не так уж плохо, ведь сейчас рынки молока-сырья и готовой продукции слишком фрагментированы. Их консолидация продолжалась бы в любом случае, но теперь она будет происходить чуть быстрее, чем это было возможно ранее.
Необходимо отметить еще один фактор, который может привести к неблагоприятным последствиям для игроков молочного рынка. Это риск снижения доходности в результате уменьшения объемов государственной поддержки с одной стороны и усиления административного давления с другой. Последний фактор требует особого внимания, поскольку сейчас государство реализует целый ряд инициатив (внедрение систем прослеживания, экологические программы), которые могут дорого обойтись представителям бизнеса. Несмотря на то что этим риском можно управлять, он будет сильно влиять на доходность компаний в 2021 г.
Итак, в нынешнем году можно прогнозировать несколько основных тенденций. Спрос останется на прежнем уровне или снизится, объемы сырья продолжат увеличиваться, так же как экспорт, который, по прогнозам, вырастет до 1 млн т в молочном эквиваленте. В результате ослабления рубля импорт сократится еще на 5–7%. Факторы, которые способствовали достижению положительного эффекта в 2020 г. и не позволили реализоваться пессимистичным прогнозам, в 2021 г. потеряют свою силу, что может привести к падению спроса. Все это говорит о том, что год нас ждет непростой и нужно быть готовыми к предстоящим трудностям.
Выстоим вместе
Для того чтобы преодолеть надвигающиеся сложности, следует решить множество задач. Для этого необходимо постоянное взаимодействие производителей молока, перерабатывающих предприятий и государственных структур. Только объединив усилия, мы сможем выстоять в сложившихся условиях.
Важный результат такой деятельности — сохранение объемов государственной поддержки. В 2020 г. выделено 33 млрд руб. из средств федерального бюджета. В 2021 г. сумма будет сопоставимой — 30–33 млрд руб. При этом остались в силе все основные меры: выдача льготных инвестиционных и краткосрочных кредитов, поддержка племенного дела, даже выплата субсидий на 1 л произведенного молока, за сохранение которой Союзмолоко борется последние несколько лет. Более того, введены новые меры поддержки перерабатывающих предприятий и молочных комплексов. После долгих обсуждений необходимости предоставления льготных кредитов на создание навозохранилищ и переработку отходов эта мера все же была введена. Началась выдача льготных кредитов на обеспечение заработной платы, покрытие затрат на электроэнергию, приобретение горюче-смазочных материалов. Идут дискуссии о введении стимулирующих субсидий для перерабатывающих предприятий, предоставлении льготных кредитов на внедрение маркировки продукции, в том числе на лизинговых условиях, капитальные расходы на развитие экспортно ориентированного производства.
Особое внимание следует уделить вопросу введения обязательной маркировки молочной продукции. Необходимость в ней не вызывает сомнений, но при этом важно минимизировать инвестиционную нагрузку на предприятия. Принято решение о трех переходных этапах по внедрению маркировки, а также о том, что пока ей не будет подлежать продукция сроком годности менее 40 дней.
Одной из антикризисных мер стала пролонгация краткосрочных и инвестиционных кредитов. Причем лимит объема льготных краткосрочных кредитов увеличен с 600 млн до 1,2 млрд руб.
В 2021 г. он составит 1 млрд руб. Также на небольшой период были обнулены таможенные пошлины на ввоз в государства ЕАЭС заменителей грудного молока.
Большой работы требует решение проблемы соответствия предприятий экологическим нормам. Важное достижение — исключение молочных заводов, где внедрены системы водоотведения, из перечня объектов I категории опасности. Однако остаются актуальными вопросы, связанные с переработкой отходов животноводческих ферм. В 2020 г. подготовлен закон об органических удобрениях, идут дискуссии о внесении изменений в закон об агрохимикатах и пестицидах. Это приоритетная задача на 2021 г., как и реализация стратегии снижения эмиссии парниковых газов на молочных комплексах. В соответствии с указом президента РФ, подписанным в прошлом году, она должна сократиться на 70%.
Предстоит работа над решением проблем технического регулирования производства молочной продукции (применение заменителей молочного жира, растительного сырья, антибиотиков и т. д.), а также вопросов ее экспорта. Еще недавно многие эксперты скептически относились к перспективе поставок сухой молочной продукции за рубеж. Однако опыт последних лет показал, что наши товары могут быть конкурентоспособными на международном рынке. В конце прошлого года в Китай отправлены первые партии сухой молочной сыворотки. Активно разрабатываются программы продвижения отечественной молочной продукции на рынок Китая, новые механизмы поддержки экспорта. Россельхознадзор и Минсельхоз России прикладывают усилия для открытия зарубежных рынков.
При целенаправленной сплоченной работе специалистов отраслевых организаций, органов государственной власти, предприятий по производству и переработке молока все эти планы обязательно реализуются и молочная отрасль в нашей стране будет и дальше эффективно развиваться.