Артем БЕЛОВ, генеральный директор
Национальный союз производителей молока (Союзмолоко)
Молочное скотоводство, как и другие подотрасли сельского хозяйства, сегодня функционирует в непростых условиях. Несмотря на это, животноводы достигают хороших результатов, поскольку сельхозпроизводителей и Минсельхоз России объединяет общая цель — выпуск качественной молочной продукции, сохранение динамичного развития и эффективности работы молочных и перерабатывающих предприятий.
Возникавшие в последние годы острые вопросы успешно решали специалисты не только на местах, но и в различных ведомствах. Это в значительной степени способствовало восстановлению молочного скотоводства после очень сложного в экономическом отношении 2021 г. В тот период существенно выросла себестоимость производства и переработки сырого молока, что привело к сокращению доходности предприятий и грозило снижением инвестиционной активности в 2022 г.
Более того, в 2021 г. замедлились темпы прироста производства товарного молока (молоко, направляемое на переработку) до 1,1% при средних темпах прироста около 4,5% в год на протяжении последних восьми лет. В 2022 г. из‑за неблагоприятных погодно-климатических условий и резкого роста себестоимости темпы производства товарного молока снизились, но не критично.
Решения, которые были приняты, в том числе в Минсельхозе России, сыграли положительную роль: по итогам 2022 г. прирост объемов производства товарного молока составил 800 тыс. т, или 3,7%. Другими словами, удалось нивелировать разницу, вызванную уменьшением его себестоимости. Меры государственной поддержки помогли сохранить инвестиционную активность в отрасли. По оценкам экспертов Союзмолоко, общая сумма инвестиций в молочную отрасль за последние десять лет превысила 650 млрд руб. При этом размер вложений в переработку молока был несколько выше, чем в сырьевой сектор, что позволило не только развивать новые производства, но и модернизировать ранее созданные мощности.
Напомню, что на предыдущем съезде Национального союза производителей молока в формате диалога обсуждали насущные вопросы. Ключевой — сохранение государственной поддержки сельхозпроизводителей. В 2022 г. она выросла на 14% по сравнению с 2021 г. (выплаты составили рекордные 54,1 млрд руб.), несмотря на то, что в 2022 г. субсидию на корма не выделяли, поскольку цены на сырое молоко увеличились. Это компенсировало рост себестоимости его производства, а финансовое положение сельхозпроизводителей было признано стабильным.
Такой вид помощи остается в перечне мер, и при ухудшении экономической ситуации вполне может быть применен в будущем. Если говорить о государственной поддержке в течение последних четырех лет (с 2019 г.), то она выросла на 50%. Это послужило серьезным стимулом развития молочной подотрасли.
Прошедший год принес новые вызовы. Они связаны с большим количеством санкционных ограничений. В начале года ключевая ставка повысилась до 20–21%. Очень своевременно и точечно были приняты решения о субсидировании 100% ставки рефинансирования, что позволило сохранить заложенные ранее темпы краткосрочного и инвестиционного кредитования и тем самым поддержать доходность компаний.
Важное направление — выделение капексов (CAPEX — capital expenditure — капитальные расходы), то есть компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию молочных хозяйств. Капексы были предусмотрены программой развития молочного скотоводства до 2020 г., которую еще в 2014 г. разработал Союзмолоко. Компенсацию выделяют на новые проекты, а рассчитывают, исходя из инвестиций в молочный бизнес. Важным событием стало увеличение стоимости одного ското-места (этот показатель используют при расчете компенсации) практически на 40%. Кроме того, принято решение о введении нового вида капексов — компенсация прямых понесенных затрат на строительство перерабатывающих предприятий.
В 2022 г. такая помощь была адресной: средства направляли на создание мощностей по производству сухих молочных продуктов и ингредиентов. Объем инвестиций в перерабатывающую отрасль составил 10–15 млрд руб. от общего объема инвестиций в 400 млрд руб. Благодаря принятым мерам усилился приток инвесторов, желающих вкладывать средства в переработку. Сегодня целый ряд экспортоориентированных проектов реализуют в Калининградской и Смоленской областях, а также в Поволжье и Сибири.
Одна из наиболее сложных регуляторных мер — маркировка молочной продукции. Для ее внедрения потребовалась серьезная мобилизация человеческих и финансовых ресурсов. Члены Союзмолоко не раз поднимали тему возмещения части затрат, понесенных сельхозпроизводителями после введения маркировки. В 2022 г. также было принято решение, целесообразность которого обосновывал Союзмолоко и которого все ждали три года, — выделение компенсации в размере 70% от капитальных затрат на приобретение оборудования для маркировки. Эксперты союза убеждены в том, что такая поддержка позволит повысить доходность предприятий (производство и переработка молока) в непростых экономических условиях. В 2023 г. на эти цели планируют выделить 6 млрд руб.
Для снижения инвестиционного давления на бизнес было принято решение о переносе процедуры поштучной прослеживаемости молочной продукции на 2025 г. Кроме того, в 2022 г. переработчики молока получили доступ к информации о продажах (данные поступают в единую систему маркировки). Теперь предприятия фактически в режиме онлайн имеют доступ к сведениям не только о вводе продукции в оборот, но и о ее выводе из оборота.
Не менее важная тема — экологическая повестка. Ее прорабатывали специалисты Союзмолоко и Минсельхоза России. Сельское хозяйство удалось вывести из‑под действия Федерального закона «О парниковых газах», предполагавшего применение достаточно жесткого механизма регулирования. Это привело бы к ощутимым дополнительным экономическим издержкам. По оценкам аналитиков Союзмолоко, затраты на аудит и верификацию выбросов парниковых газов достигли бы 3 млн руб. на одну ферму. Исключение сельхозпредприятий из‑под действия подзаконных актов в рамках указанного закона позволило избежать огромных материальных расходов. Без преувеличения, это была победа. Изменение в законодательстве станет способствовать развитию молочного скотоводства.
Кроме того, принят законопроект о побочных продуктах животноводства и о передаче Россельхознадзору (ранее эта обязанность была возложена на Росприроднадзор) полномочий по регулированию обращения с навозом и помётом. Проблему обсуждали более десяти лет и наконец в 2022 г. приняли закон, согласно которому побочные продукты животноводства не относятся к отходам. Сейчас продолжается работа по подготовке подзаконных актов, призванных урегулировать многочисленные нюансы. Федеральный закон вступил в силу 1 марта 2023 г.
Члены Союзмолоко поднимают вопрос о взаимоотношениях с поставщиками молочной продукции из Республики Беларусь. Доля молока и разных продуктов из него на российском рынке составляет 13–14% от общего объема потребления. Ежегодно приходится согласовывать прогнозные торговые балансы между двумя странами, которые закрепляют объем планируемых поставок молочной продукции, однако методы их контроля пока не разработаны. Меры носят рекомендательный характер, что часто приводит к превышению запланированных объемов экспорта из Беларуси.
Приведу пример: в России в последнее время одним из наиболее инвестиционно привлекательных секторов переработки молока стал сектор производства сыров. В нашей стране выпускают достаточное их количество, что позволяет полностью удовлетворить спрос покупателей. Тем не менее в 2022 г. планируемый объем поставки сыров из соседнего государства был превышен. Следовательно, в дальнейшем необходимо координировать экспорт из Беларуси, а возможно, создавать общий сырьевой рынок.
Финальная тема — параллельный импорт энергонасыщенного оборудования и техники в Россию. Из-за санкционного давления сельхозпроизводителям пришлось столкнуться с рядом ограничений. Безусловно, многие виды техники производят в нашей стране, но немало предприятий испытывает потребность в импортных аналогах. Значит, нужно расширить перечень компаний, оборудование которых можно ввозить из дружественных стран с учетом того, что часть оборудования и техники, в частности, кормоуборочной, будут производить отечественные предприятия. Это позволит поддержать инвестиционную активность российского бизнеса.
В числе оперативных задач, которые Союзмолоко планирует решать в ближайшее время, — разработка антикризисных мероприятий. Их проведение поможет поддержать молочное скотоводство в непростой экономической ситуации, а также законотворческая деятельность, направленная на преодоление различных административных барьеров.