Альберт ДАВЛЕЕВ,
президент компании Agrifood Strategies, специалист по агробизнесу ФАО
По данным консалтингового агентства Agrifood Strategies, прирост объемов мяса индейки в России в 2020 г. достиг рекордного значения — почти 20%. В результате страна поднялась с пятого на четвертое место в мировом рейтинге крупнейших производителей этой продукции, а по итогам текущего года может войти в тройку лидеров.
Несмотря на то что уровень производства мяса индейки в мире в последнее десятилетие остается относительно стабильным, в отрасли происходят очевидные структурные изменения. Анализ данных за 2016–2020 гг. показал, что в большинстве стран, где традиционно производят мясо индейки, объемы выпуска этой продукции сокращаются (таблица). В числе основных причин — насыщение внутреннего рынка, рост конкуренции с производителями мяса бройлеров, ограничения на экспорт в мусульманские страны вследствие ужесточения требований к сертификации по стандарту «Халяль» и уменьшение поголовья из‑за периодических вспышек гриппа птиц.
Из топ-10 стран — производителей индейки только четыре государства (Венгрия, Испания, Польша и Россия) за рассматриваемый период нарастили производство. Основоположники промышленного индейководства — Великобритания, Германия, США и Франция — постепенно сокращают производство мяса индейки из‑за снижения спроса и в связи с ограничениями для выхода на экспортные рынки. Спрос на индейку в Европе падает вследствие достижения достаточно высокого уровня потребления на душу населения, а также из‑за того, что значительная часть покупателей отказываются от этой продукции в пользу мяса бройлеров.
США — крупнейший рынок мяса индейки, на который приходится более половины всего объема его мирового производства. Однако потребление этой продукции в стране находится в состоянии стагнации из‑за фактора сезонности продаж, всплеск которых происходит в периоды празднования Дня Благодарения и Рождества. Местные производители пытаются найти выход в развитии реализации продуктов глубокой переработки — ветчины, хот-догов, бургеров и готовых блюд.
Негативно повлияли на потребление индейки в Европе и Северной Америке карантинные меры, связанные с пандемией вируса COVID-19. Из-за закрытия значительного количества заведений фуд-сервиса и корпоративного питания поставки индейки в этом секторе рынка резко снизились. Компенсировать их сокращение за счет увеличения розничных продаж предприятиям не удалось.
Из-за логистических и карантинных ограничений стагнация возникла и на экспортных рынках, которые обеспечивали традиционным поставщикам мяса индейки хоть и небольшие, но постоянные продажи излишков. Это страны Азии, Африки и Латинской Америки, где индейку не производят.
По прогнозам Европейской ассоциации переработчиков и трейдеров мяса птицы (AVEC), в большинстве стран Европы сокращение производства мяса индейки будет продолжаться на протяжении всего 2021 г. Департамент сельского хозяйства США также не ожидает роста в этом секторе, несмотря на постепенное восстановление экономики и работы предприятий фуд-сервиса. Перспективы Бразилии тоже нельзя назвать хорошими. Местная Ассоциация производителей белковой продукции (ABPA) отмечает значительное удорожание кормов и других составляющих себестоимости мяса индейки.
В отличие от традиционных лидеров отрасли страны-новички за последние пять лет, включая 2020 г., достигли положительных результатов, а некоторые — рекордных. В Польше производство мяса индейки выросло на 127% (с 179 тыс. до 408 тыс. т). Это обусловлено значительными инвестициями в отрасль и более низкой себестоимостью выращивания индейки по сравнению с себестоимостью в других странах Евросоюза и Великобритании, куда Польша поставляет основную часть полученного объема мяса. По такой же причине вырос выпуск продукции индейководства в Венгрии — почти на 25%. В Испании прирост превысил 20%, однако в последние два года его темпы значительно замедлились, а в 2020 г. производство стало сокращаться.
Россия за минувшие пять лет увеличила производство на 45,56% и стала второй в списке стран с наиболее активно развивающимся индейководством. Несмотря на финансовые сложности отдельных компаний и несколько вспышек гриппа птиц в 2018–2020 гг., удалось сохранить позитивную динамику в отрасли. В частности, в 2020 г. прирост производства составил 54 тыс. т (20%), что позволило компенсировать уменьшение доли мяса бройлеров в общем балансе российского мяса птицы.
В 2020 г. Россия стала безусловным мировым лидером по темпам прироста выпуска продукции индейководства (19,41%), опередив Великобританию (4,8%), Венгрию (4,62%), Италию (3,99%) и Германию (1,13%). Остальные страны из топ-10 производителей мяса индейки сократили производство.
В текущем году российские индейководы намерены увеличить объем выпуска продукции еще примерно на 20% (70 тыс. т) и достичь рубежа в 400 тыс. т, что может позволить России подняться на третью строчку рейтинга ведущих мировых производителей и вплотную приблизиться ко второй. Однако это станет возможным только при условии отсутствия вспышек гриппа птиц и сохранения инвестиций в индейководство.
Потенциал роста отрасли обусловлен слабой насыщенностью отечественного рынка мясом индейки. В большинстве стран, где этот продукт — традиционная составляющая покупательской корзины, доля мяса индейки в общем объеме потребления мяса достигает 10%, что в России было бы эквивалентно 1 млн т. Между тем даже рекордный объем производства индейки, который прогнозируют в 2021 г., в 2,5 раза ниже этого показателя. Потребление индейки на душу населения в стране к концу текущего года может достичь 2,7 кг, в то время как в европейских государствах оно составляет в среднем 4–5 кг, в США — 7,8, а в Израиле — более 10 кг.
Значительный потенциал для развития отрасли заложен в секторе фуд-сервиса (включая коммерческое и институциональное питание) и в реализации готовых мясоколбасных изделий, прежде всего ветчины и деликатесов. Именно на них приходится основная часть продаж на рынках стран Европы и Северной Америки.
Для эффективного развития отрасли российские индейководы в мае 2021 г. создали Национальную ассоциацию производителей индейки (НАПИ).
Программа продвижения продукции на отечественном и внешнем рынках анонсирована в рамках саммита Meat & Poultry. Консолидация усилий направлена на обеспечение дальнейшего роста в отрасли и выхода России в ближайшие два-три года уже на второе место в мире по производству индейки.