Татьяна ЗИМИНА
В гостинице «Космос» в Москве в 12‑й раз состоялся международный форум птицеводов «Бройлер & Яйцо», где собрались около 340 участников из 8 стран: 143 представителя птицефабрик, 157 специалистов компаний — производителей оборудования, генетического материала, кормовых и ветеринарных средств для птицеводства, 40 представителей государственных организаций, отраслевых союзов, научных учреждений и прессы. В центре внимания были вопросы замещения импортных технологий на российском рынке, создание новых отечественных брендов и взаимодействие с дружественными странами.
Стратегические задачи и международные связи
Председатель Международного форума птицеводов, президент Евразийской ассоциации птицеводов и компании «АГРОСПРОМ», главный организатор мероприятия Сергей Шабаев в приветственном слове рассказал, как проведя первую подобную встречу 28 лет назад на озере Байкал, отметил, что в России нет «школы» птицеводства. Сегодня, как и тогда, птицеводы продолжают учиться друг у друга, передавая опыт на семинарах и конференциях.
За минувшие годы выпуск мяса птицы в стране увеличился с 630 до 5300 тыс. т, а производство яйца выросло до 46,5 млрд штук. С. Шабаев привел данные, озвученные Президентом России В. В. Путиным на ПМЭФ-2024, из которых следует, что в стране удалось создать устойчивую мясную отрасль. Страна обеспечивает свои потребности в мясе на 100% и занимает четвертое место в мире по его производству. Потребление мяса в 2023 г. достигло нового рекордного показателя, превысив 80 кг на человека в год. В числе главных стратегических задач — развитие цифровых технологий, создание новых отечественных торговых марок и сотрудничество с дружественными России странами.
Объединению и обмену знаниями российских птицеводов со специалистами других государств многие годы содействует Евразийская ассоциация птицеводов, в которую входят предприятия и организации из Азербайджана, Армении, Беларуси, Венгрии, Грузии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Молдовы, Монголии, Таджикистана, Узбекистана. В прошлом году к ним присоединились компании из Италии, а в нынешнем году — из Индии.
Все это — важные стратегические партнеры для российских компаний. Евразийская ассоциация птицеводов проводит свои мероприятия в разных странах, участвует в выставках, знакомит отечественных специалистов с перспективными зарубежными поставщиками оборудования, генетического материала и др.
Китай сегодня — это первая экономика мира, подчеркнул С. Шабаев. В стране проявляют большой интерес к российской продукции благодаря ее экологической безопасности. Индия — второй по значимости партнер России. В обеих странах, активно совершенствуя кроссы птицы, добились впечатляющих результатов. С. Шабаев анонсировал форум Poultry India 2024. Он пройдет в ноябре в Хайдерабаде (Индия) и даст возможность россиянам узнать об инновациях индийских компаний.
Российские разработки и цифровые технологии
Прекращение зарубежных поставок техники и оборудования дало стимул отечественным предприятиям для создания отечественной замены. С. Шабаев представил Руслана Кахаберидзе — разработчика технологии Cloud D. Впервые он рассказал о своем проекте на форуме четыре года назад. Cloud D позволяет получать данные для анализа, считывая их с оборудования абсолютно любого производителя. Сотрудники увидят их прямо на своих смартфонах, специального обучения не требуется. Это самый простой и бюджетный вариант диспетчеризации. Сейчас компания разрабатывает чат-бота «Птицевод», который на основе проверенных источников будет предоставлять специалистам информацию по любому технологическому вопросу: подсказывать диагноз по фотографии, анализировать рационы и многое другое. Пока технология в бесплатном доступе, и участие в ее тестировании может принять каждый специалист.
Участники форума познакомились еще с несколькими отечественными компаниями, предлагающими технологические решения для российских предприятий. Фирма «Леонович» специализируется на производстве аналогов запчастей для линий убоя бройлеров в России. В 2023 г. на предприятия было отгружено 800 357 деталей и узлов. Одно из подразделений госкорпорации «Росатом» РФЯЦ — ВНИИТФ более 20 лет разрабатывает и выпускает яйцесортировальные машины, а компания «Поток» создала технологию для обеззараживания, которая в 1997 г. помогла победить плесневые грибы на МКС «Мир». В птицеводстве это оборудование позволяет увеличить срок хранения продукции в два раза, рассказал коммерческий директор компании Руслан Васильев.
Современные вакцины и ветеринарные препараты
Одна из прорывных российских разработок в области ветеринарии — вакцины на основе бактериофагов, созданием которых занимается компания «Эволинк». Бактериофаг — вирус, поглощающий бактерии и безвредный для человека, напомнил советник генерального директора фирмы Михаил Лапшин. Это безопасная и высокоэффективная замена антибиотикам. Уже разработаны вакцины против гриппа птиц и болезни Ньюкасла на основе современных полевых штаммов, в стадии широкомасштабного исследования находится создание препарата против сальмонеллы.
Работу над новыми ветеринарными средствами продолжают и другие российские предприятия, но их деятельность серьезно осложняет недостаток финансирования со стороны государства, отметила директор по науке НПП «Авивак» Татьяна Рождественская.
С этим согласился независимый эксперт по птицеводству Эдуард Маилян. В 2023 г. обеспеченность российских птицефабрик отечественными вакцинами составила 30%, к 2030 г. она должна достигнуть 47%. Всего в России зарегистрировано 297 импортных и 319 отечественных вакцин для животных, из них в птицеводстве используют 117 и 73 соответственно. Кроме трудностей с финансированием, разработку новых вакцин тормозят недостаток технической базы и квалифицированных кадров, а также несовершенство законодательства, почеркнул спикер.
Отечественные продукты и потребительские тренды
Вопросы эффективной реализации продукции птицеводства затронула руководитель управления категории «Птица» X5 Group («Перекресток») Лилия Сабирова. Сегодня для торговых сетей важнее всего предлагать покупателям уникальные продукты, вызывающие эмоции. Привлекательность брендов со временем будет уменьшаться, считает эксперт.
Директор по аналитике компании NTech Леонид Ардалионов отметил, что торговые сети стали «захватывать территорию» производителей, диктуя им, какой продукт необходимо выпускать на рынок. Это нужно делать самим производителям, подчеркнул спикер.
Сегодня аналитические данные говорят о том, что наиболее активно растут продажи не самых популярных продуктов, поскольку потребители хотят разнообразия. Однако важным ограничивающим фактором служит цена. Продажи слишком дорогого товара провалятся, как это случилось после подорожания бананов в связи с сокращением поставок. Ранее бананы были на первом месте в России по продажам фруктов и опережали даже яблоки, а затем потеряли 25% рынка. Необходимо создавать интересные для покупателя продукты по приемлемой цене, подытожил Л. Ардалионов.
На форуме выступили и многие другие представители крупнейших компаний, предлагающих кормовые решения, ветеринарные средства и оборудование для птицеводства. Услышать их выступления можно на многочисленных мероприятиях, календарь которых организаторы форума регулярно рассылают всем участникам подотрасли. Следующая встреча в «Космосе» — Международный форум птицеводов — пройдет в начале 2025 г. На форуме будут подведены итоги текущего года и намечены планы на следующий.
Фото предоставлены Международным форумом птицеводов