Разбираем нюансы нового закона
Максим СИНЕЛЬНИКОВ, заместитель руководителя
Национальная мясная ассоциация
В России в хозяйствах всех категорий образуется около 300 млн т навоза и помёта в год, в том числе примерно 180 млн т — в сельхозорганизациях и КФХ (24 млн т на свиноводческих предприятиях и 18 млн т на птицеводческих). С 01.03.2023 г. в силу вступает Федеральный закон от 14.07.2022 № 248‑ФЗ «О побочных продуктах животноводства», вносящий долгожданные изменения в систему регулирования обращения навоза и помёта. Всем считающим, что принятие документа представляет угрозу для экологической безопасности, могу с уверенностью ответить: такого риска нет. Наоборот, новый закон устраняет риски воздействия на окружающую среду. Что же поменяется с принятием нового закона и какую пользу он может принести отрасли животноводства?
Защита экологии и удобрение почв
Прежде всего подчеркну, что все экологические требования к животноводческим предприятиям, которые им предъявляют сейчас, остаются в силе. Природоохранное законодательство регулирует три источника воздействия на окружающую среду: сбросы в водные объекты, выбросы в атмосферу и образование отходов. Новый закон лишь позволил разделить понятия «отходы» и «побочные продукты животноводства». Теперь навоз и помёт могут быть как отходами, так и продуктами. При этом все остальные требования природоохранного законодательства должны выполняться хозяйствами неукоснительно.
Переходя на новое регулирование, мы достигаем нескольких важных целей: предотвращаем нанесение вреда от отходов окружающей среде, исключаем необходимость в организации полигонов для их захоронения, обеспечиваем развитие рынка обращения органических удобрений, повышаем биологизацию почв за счет внесения в них гумуса. Сегодня в статистических отчетах учитывают в качестве отходов вещества, которые отходами не являются, так как их подвергают переработке и используют для производства органических удобрений, а затем вносят в поля, повышая плодородие и влагоудерживающие свойства почв.
Общеизвестно, что при недостатке гумуса использование минеральных удобрений становится малоэффективным. Отмечу, что анализ почв в регионах Черноземья показал дефицит гумуса. Несмотря на то, что сейчас страна ставит рекорд за рекордом по урожаю зерновых, без органики урожайность может очень быстро понизиться.
Основные положения закона
В соответствии с новым законом к побочным продуктам животноводства будут относиться вещества (навоз, помёт, подстилка и стоки), которые образуются при содержании сельскохозяйственных животных и которые используются в сельскохозяйственном производстве. Если вещество не применяют для получения сельхозпродукции, его нельзя считать побочным продуктом животноводства. Если эти критерии соблюдены, то животноводы самостоятельно принимают решение и относят такие вещества к побочным продуктам животноводства, и тогда они не являются отходами. Это прямо указано в законе.
Специализированные площадки (навозохранилища, лагуны), служащие для хранения, переработки, обработки побочных продуктов животноводства, не будут считаться объектами размещения отходов. То есть такие площадки не подлежат включению в Государственный реестр объектов размещения отходов. Теперь ситуация, когда природоохранные надзорные органы навязывают необходимость регистрации в реестре объектов размещения отходов, исключена.
Закон устанавливает общие требования к обращению побочных продуктов животноводства, то есть ко всем процессам его хранения, переработки, обработки, транспортировки, реализации и использования. Нарушение отдельных пунктов (их шесть) переводит побочный продукт животноводства в статус отхода. В таком случае к ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду применяют коэффициент 1.
Контролировать соблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства будет один орган — Россельхознадзор. Это решение очевидно, так как все функции по надзору за деятельностью в сфере животноводства и сегодня в основном сосредоточены в руках этой организации.
Юридические лица самостоятельно относят вещества, образующиеся при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или к отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.
Введен механизм уведомления о работе с побочным продуктом животноводства. Уведомление необходимо направить в Россельхознадзор. Это очень важно. Если уведомление не направлено, деятельность предприятия подлежит контролю Росприроднадзора в рамках законодательства об отходах.
Все необходимые подзаконные акты уже приняты. Это Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 № 1542 «О внесении изменения в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 № 1925 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) и Положение о федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре)», приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 07.10.2022 № 671 «Об утверждении порядка, сроков и формы направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства» (зарегистрирован 28.10.2022 № 70738), Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3256‑р «Перечень нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами».
Ничего принципиально нового в этих документах нет, но предприятиям нужно адаптировать документооборот под новые акты. Национальная мясная ассоциация совместно с Минсельхозом России и Россельхознадзором работает над подготовкой рекомендаций и разъяснений по вопросам применения новой нормативной базы, чтобы к 1 марта 2023 г. исключить расхождения в понимании и применении законодательства.
Порядок направления уведомлений
Порядок, сроки и формы направления уведомления об отнесении веществ к побочным продуктам животноводства утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 07.10.2022 № 671 «Об утверждении порядка, сроков и формы направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства» (зарегистрирован 28.10.2022 № 70738).
Согласно документу уведомление должно быть направлено в территориальное управление Россельхознадзора. В 2023 г. с учетом переходного периода срок отправки уведомления — до 1 мая. Далее необходимо делать это ежегодно не позднее 31 декабря. Приказом утверждена форма документа. Его можно отправить лично, посредством почтовой связи с уведомлением о вручении или в электронном формате на портал государственных услуг Российской Федерации. Документ должен содержать сведения об объемах побочных продуктов животноводства, о дате их образования, планируемых сроках использования в производстве или о передаче иным лицам, а также о результатах таких действий. В случае ошибок или изменений можно направить корректирующее уведомление. Уведомление обязаны зарегистрировать не позднее трех рабочих дней со дня поступления.
Требования к обращению с побочными продуктами
Хранение побочных продуктов животноводства предполагает их складирование на специализированных площадках. Объекты для хранения, обработки и переработки побочных продуктов — это специально оборудованные сооружения, в том числе навозо- и помётохранилища. Хранение продуктов вне лагун, помётохранилищ или других специально отведенных мест запрещено.
Хранить побочные продукты животноводства можно только отдельно от хозяйственно-бытовых, производственных и смешанных сточных вод. Не допускается переполнение специализированных площадок. Они должны иметь монолитные бетонные или герметично сваренные пленочные покрытия либо глиняную подушку толщиной не менее 20 см в основании. Технические требования к обустройству таких площадок не установлены.
В период внесения продуктов в почву допустимо временное размещение (на срок не более пяти месяцев) обработанных и переработанных продуктов твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения за пределами водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия и без соблюдения требований к специализированным площадкам. При круглогодичном или сезонном содержании животных на пастбище хранение побочных продуктов не осуществляют.
Таким образом, новым законом утвержден факт наличия необработанного сырья для получения побочного продукта животноводства и непосредственно самого продукта. Он может иметь промежуточные состояния. Это позволяет достичь важной цели: создать условия для развития рынка органических удобрений. Сегодня их обращение полулегально, поскольку никто не хочет брать на себя большую административную нагрузку и риски работы с продуктом-отходом. В результате ценное сырье для производства удобрений продают за копейки. Переход на новое регулирование, отмена избыточных требований дадут импульс для динамичного роста рынка органических удобрений.
Требования к обработке и переработке побочных продуктов
Обработка и переработка побочных продуктов животноводства — это их подготовка на специализированных площадках к использованию и реализации. В нормативном акте прямо указано, что допустимы любые способы обработки и переработки: накопление и выдерживание стоков или осветленных фракций, компостирование твердых фракций, в том числе в виде глубокой несменяемой подстилки, переработка с применением химических или биологических препаратов и добавок. При этом на объектах содержания сельскохозяйственных животных должны быть оборудованы специализированные площадки.
Недопустимо наличие патогенных, болезнетворных микроорганизмов и паразитов в переработанных продуктах. Утверждены нормативы, которые ранее были прописаны в нормативно-технической документации разного уровня (таблица).
Соблюдение нормативов должно быть подтверждено результатами лабораторных исследований. При круглогодичном или сезонном пастбищном содержании сельскохозяйственных животных обработку и переработку побочных продуктов не осуществляют.
Требования к транспортировке побочных продуктов
Транспортировка побочных продуктов животноводства предполагает их перемещение для хранения, обработки, переработки, реализации или использования. Могут быть применены любые транспортные средства, а также гидромеханическое оборудование (шланговые, оросительные системы), если это не создает риска загрязнения среды обитания человека, в том числе почв, водных объектов, лесов.
На территории объекта содержания сельскохозяйственных животных недопустимо пересечение дорог и проездов, используемых для перемещения необработанных, непереработанных побочных продуктов, с дорогами и проездами, используемыми для перемещения животных, продукции животного происхождения и кормов.
Требования к использованию побочных продуктов
Использование побочных продуктов животноводства — это внесение обработанных или переработанных побочных продуктов в почву для повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В законе прямо установлено, что вносить в почву можно только переработанный продукт. Использование побочных продуктов не должно приводить к истощению, деградации, порче, уничтожению земель и почв и к иному негативному воздействию на них.
Вносить побочные продукты в почву земель сельскохозяйственного назначения разрешено на расстоянии не менее 300 м от границ жилой застройки. Объем вносимых продуктов и периодичность их внесения должны быть такими, чтобы исключить смыв питательных веществ в подземные и поверхностные водные объекты. Допустимо внесение обработанных или переработанных продуктов в почву земель сельскохозяйственного назначения при высоте снежного покрова 20 см и менее при отсутствии риска смыва питательных веществ. Побочные продукты вносят равномерно по площади указанных земель. Таким образом, требования к внесению продуктов учитывают особенности сельхозпроизводства, земледелия.
Использование и реализацию побочных продуктов животноводства осуществляют на основании технических условий, утвержденных их изготовителем и определяющих характеристики побочных продуктов, способы их обработки, переработки и условия применения, методы контроля и требования к безопасности.
Когда продукт могут признать отходом?
Отдельным актом утвержден перечень нарушений, в результате которых побочные продукты животноводства могут быть признаны отходами:
- хранение необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства вне специализированных площадок;
- обработка, переработка побочных продуктов вне специализированных площадок;
- использование побочных продуктов, не соответствующих нормативным требованиям;
- передача побочных продуктов, не соответствующих нормативным требованиям, лицам, не осуществляющим деятельность по производству сельскохозяйственной продукции;
- хранение, обработка, переработка побочных продуктов вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами, в том числе сточными водами от населенных пунктов (в случае их поступления на объект содержания сельскохозяйственных животных), и (или) необеспечение предотвращения попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт;
- транспортировка побочных продуктов с применением гидромеханического оборудования (шланговых, оросительных систем), не обеспечивающего предотвращения загрязнения среды обитания человека, окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе почв, водных объектов, лесов.
Если такие нарушения были допущены и Россельхознадзор признал побочный продукт отходом, собственник обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом ставка платы, установленная Правительством РФ, умножается на коэффициент 1.
В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект изменений в Кодекс об Административных правонарушениях (КоАП) в части составов за нарушения требований к обращению побочных продуктов животноводства. Предложенные изменения в КоАП получили положительный отзыв Правительства РФ. Ставки штрафов соответствуют ставкам, установленным за нарушение природоохранного законодательства:
- для должностных лиц — от 30 до 40 тыс. руб.;
- для индивидуальных предпринимателей — от 50 до 60 тыс. руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток);
- для юридических лиц — от 250 до 350 тыс. руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Итак, принятие закона «О побочных продуктах животноводства» позволило достичь следующих целей:
- определить статус помёта и навоза (обработанный или необработанный побочный продукт животноводства);
- исключить необходимость в получении лицензии на обращение с отходами, если вещества отнесены к продуктам;
- перенести функции контроля и надзора обращения побочных продуктов животноводства в одно ведомство — Россельхознадзор;
- исключить трехгодичный срок годности побочных продуктов животноводства, установленный Федеральным законом № ФЗ-268 по отношению к побочным продуктам производства;
- установить плату за нанесение вреда окружающей среде в однократном размере вместо 25‑кратного, установленного в отношении побочных продуктов производства.