Побочные продукты — это не отходы

By-products are not waste
M. Sinelnikov
Февраль 2023 • Актуально
Скачать статью в PDF

О нюансах нового Федерального закона № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства» пишет заместитель руководителя Национальной мясной ассоциации Максим Синельников.

Ключевые слова: природоохранное законодательство, обращение с отходами животноводства, переработка навоза, переработка помета, ФЗ «О побочных продуктах животноводства»

 

Разбираем нюансы нового закона

 

Максим СИНЕЛЬНИКОВ, заместитель руководителя
Национальная мясная ассоциация

 

В России в хозяйствах всех категорий образуется около 300 млн т навоза и помёта в год, в том числе примерно 180 млн т — в сельхозорганизациях и КФХ (24 млн т на свиноводческих предприятиях и 18 млн т на птицеводческих). С 01.03.2023 г. в силу вступает Федеральный закон от 14.07.2022 № 248‑ФЗ «О побочных продуктах животноводства», вносящий долгожданные изменения в систему регулирования обращения навоза и помёта. Всем считающим, что принятие документа представляет угрозу для экологической безопасности, могу с уверенностью ответить: такого риска нет. Наоборот, новый закон устраняет риски воздействия на окружающую среду. Что же поменяется с принятием нового закона и какую пользу он может принести отрасли животноводства?

Защита экологии и удобрение почв

Прежде всего подчеркну, что все экологические требования к животноводческим предприятиям, которые им предъявляют сейчас, остаются в силе. Природоохранное законодательство регулирует три источника воздействия на окружающую среду: сбросы в водные объекты, выбросы в атмосферу и образование отходов. Новый закон лишь позволил разделить понятия «отходы» и «побочные продукты животноводства». Теперь навоз и помёт могут быть как отходами, так и продуктами. При этом все остальные требования природоохранного законодательства должны выполняться хозяйствами неукоснительно.

Переходя на новое регулирование, мы достигаем нескольких важных целей: предотвращаем нанесение вреда от отходов окружающей среде, исключаем необходимость в организации полигонов для их захоронения, обеспечиваем развитие рынка обращения органических удобрений, повышаем биологизацию почв за счет внесения в них гумуса. Сегодня в статистических отчетах учитывают в качестве отходов вещества, которые отходами не являются, так как их подвергают переработке и используют для производства органических удобрений, а затем вносят в поля, повышая плодородие и влагоудерживающие свойства почв.

Общеизвестно, что при недостатке гумуса использование минеральных удобрений становится малоэффективным. Отмечу, что анализ почв в регионах Черноземья показал дефицит гумуса. Несмотря на то, что сейчас страна ставит рекорд за рекордом по урожаю зерновых, без органики урожайность может очень быстро понизиться.

Основные положения закона

В соответствии с новым законом к побочным продуктам животноводства будут относиться вещества (навоз, помёт, подстилка и стоки), которые образуются при содержании сельскохозяйственных животных и которые используются в сельскохозяйственном производстве. Если вещество не применяют для получения сельхозпродукции, его нельзя считать побочным продуктом животноводства. Если эти критерии соблюдены, то животноводы самостоятельно принимают решение и относят такие вещества к побочным продуктам животноводства, и тогда они не являются отходами. Это прямо указано в законе.

Специализированные площадки (навозохранилища, лагуны), служащие для хранения, переработки, обработки побочных продуктов животноводства, не будут считаться объектами размещения отходов. То есть такие площадки не подлежат включению в Государственный реестр объектов размещения отходов. Теперь ситуация, когда природоохранные надзорные органы навязывают необходимость регистрации в реестре объектов размещения отходов, исключена.

Закон устанавливает общие требования к обращению побочных продуктов животноводства, то есть ко всем процессам его хранения, переработки, обработки, транспортировки, реализации и использования. Нарушение отдельных пунктов (их шесть) переводит побочный продукт животноводства в статус отхода. В таком случае к ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду применяют коэффициент 1.

Контролировать соблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства будет один орган — Россельхознадзор. Это решение очевидно, так как все функции по надзору за деятельностью в сфере животноводства и сегодня в основном сосредоточены в руках этой организации.

Юридические лица самостоятельно относят вещества, образующиеся при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или к отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.

Введен механизм уведомления о работе с побочным продуктом животноводства. Уведомление необходимо направить в Россельхознадзор. Это очень важно. Если уведомление не направлено, деятельность предприятия подлежит контролю Росприроднадзора в рамках законодательства об отходах.

Все необходимые подзаконные акты уже приняты. Это Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 № 1542 «О внесении изменения в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 № 1925 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) и Положение о федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре)», приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 07.10.2022 № 671 «Об утверждении порядка, сроков и формы направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства» (зарегистрирован 28.10.2022 № 70738), Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3256‑р «Перечень нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами».

Ничего принципиально нового в этих документах нет, но предприятиям нужно адаптировать документооборот под новые акты. Национальная мясная ассоциация совместно с Минсельхозом России и Россельхознадзором работает над подготовкой рекомендаций и разъяснений по вопросам применения новой нормативной базы, чтобы к 1 марта 2023 г. исключить расхождения в понимании и применении законодательства.

Порядок направления уведомлений

Порядок, сроки и формы направления уведомления об отнесении веществ к побочным продуктам животноводства утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 07.10.2022 № 671 «Об утверждении порядка, сроков и формы направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства» (зарегистрирован 28.10.2022 № 70738).

Согласно документу уведомление должно быть направлено в территориальное управление Россельхознадзора. В 2023 г. с учетом переходного периода срок отправки уведомления — до 1 мая. Далее необходимо делать это ежегодно не позднее 31 декабря. Приказом утверждена форма документа. Его можно отправить лично, посредством почтовой связи с уведомлением о вручении или в электронном формате на портал государственных услуг Российской Федерации. Документ должен содержать сведения об объемах побочных продуктов животноводства, о дате их образования, планируемых сроках использования в производстве или о передаче иным лицам, а также о результатах таких действий. В случае ошибок или изменений можно направить корректирующее уведомление. Уведомление обязаны зарегистрировать не позднее трех рабочих дней со дня поступления.

Требования к обращению с побочными продуктами

Хранение побочных продуктов животноводства предполагает их складирование на специализированных площадках. Объекты для хранения, обработки и переработки побочных продуктов — это специально оборудованные сооружения, в том числе навозо- и помётохранилища. Хранение продуктов вне лагун, помётохранилищ или других специально отведенных мест запрещено.

Хранить побочные продукты животноводства можно только отдельно от хозяйственно-бытовых, производственных и смешанных сточных вод. Не допускается переполнение специализированных площадок. Они должны иметь монолитные бетонные или герметично сваренные пленочные покрытия либо глиняную подушку толщиной не менее 20 см в основании. Технические требования к обустройству таких площадок не установлены.

В период внесения продуктов в почву допустимо временное размещение (на срок не более пяти месяцев) обработанных и переработанных продуктов твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения за пределами водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия и без соблюдения требований к специализированным площадкам. При круглогодичном или сезонном содержании животных на пастбище хранение побочных продуктов не осуществляют.

Таким образом, новым законом утвержден факт наличия необработанного сырья для получения побочного продукта животноводства и непосредственно самого продукта. Он может иметь промежуточные состояния. Это позволяет достичь важной цели: создать условия для развития рынка органических удобрений. Сегодня их обращение полулегально, поскольку никто не хочет брать на себя большую административную нагрузку и риски работы с продуктом-отходом. В результате ценное сырье для производства удобрений продают за копейки. Переход на новое регулирование, отмена избыточных требований дадут импульс для динамичного роста рынка органических удобрений.

Требования к обработке и переработке побочных продуктов

Обработка и переработка побочных продуктов животноводства — это их подготовка на специализированных площадках к использованию и реализации. В нормативном акте прямо указано, что допустимы любые способы обработки и переработки: накопление и выдерживание стоков или осветленных фракций, компостирование твердых фракций, в том числе в виде глубокой несменяемой подстилки, переработка с применением химических или биологических препаратов и добавок. При этом на объектах содержания сельскохозяйственных животных должны быть оборудованы специализированные площадки.

Недопустимо наличие патогенных, болезнетворных микроорганизмов и паразитов в переработанных продуктах. Утверждены нормативы, которые ранее были прописаны в нормативно-технической документации разного уровня (таблица).

Нормативы содержания в обработанных и переработанных побочных продуктах животноводства токсичных элементов, пестицидов, патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов

Соблюдение нормативов должно быть подтверждено результатами лабораторных исследований. При круглогодичном или сезонном пастбищном содержании сельскохозяйственных животных обработку и переработку побочных продуктов не осуществляют.

Требования к транспортировке побочных продуктов

Транспортировка побочных продуктов животноводства предполагает их перемещение для хранения, обработки, переработки, реализации или использования. Могут быть применены любые транспортные средства, а также гидромеханическое оборудование (шланговые, оросительные системы), если это не создает риска загрязнения среды обитания человека, в том числе почв, водных объектов, лесов.

На территории объекта содержания сельскохозяйственных животных недопустимо пересечение дорог и проездов, используемых для перемещения необработанных, непереработанных побочных продуктов, с дорогами и проездами, используемыми для перемещения животных, продукции животного происхождения и кормов.

Требования к использованию побочных продуктов

Использование побочных продуктов животноводства — это внесение обработанных или переработанных побочных продуктов в почву для повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В законе прямо установлено, что вносить в почву можно только переработанный продукт. Использование побочных продуктов не должно приводить к истощению, деградации, порче, уничтожению земель и почв и к иному негативному воздействию на них.

Вносить побочные продукты в почву земель сельскохозяйственного назначения разрешено на расстоянии не менее 300 м от границ жилой застройки. Объем вносимых продуктов и периодичность их внесения должны быть такими, чтобы исключить смыв питательных веществ в подземные и поверхностные водные объекты. Допустимо внесение обработанных или переработанных продуктов в почву земель сельскохозяйственного назначения при высоте снежного покрова 20 см и менее при отсутствии риска смыва питательных веществ. Побочные продукты вносят равномерно по площади указанных земель. Таким образом, требования к внесению продуктов учитывают особенности сельхозпроизводства, земледелия.

Использование и реализацию побочных продуктов животноводства осуществляют на основании технических условий, утвержденных их изготовителем и определяющих характеристики побочных продуктов, способы их обработки, переработки и условия применения, методы контроля и требования к безопасности.

Когда продукт могут признать отходом?

Отдельным актом утвержден перечень нарушений, в результате которых побочные продукты животноводства могут быть признаны отходами:

  • хранение необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства вне специализированных площадок;
  • обработка, переработка побочных продуктов вне специализированных площадок;
  • использование побочных продуктов, не соответствующих нормативным требованиям;
  • передача побочных продуктов, не соответствующих нормативным требованиям, лицам, не осуществляющим деятельность по производству сельскохозяйственной продукции;
  • хранение, обработка, переработка побочных продуктов вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами, в том числе сточными водами от населенных пунктов (в случае их поступления на объект содержания сельскохозяйственных животных), и (или) необеспечение предотвращения попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт;
  • транспортировка побочных продуктов с применением гидромеханического оборудования (шланговых, оросительных систем), не обеспечивающего предотвращения загрязнения среды обитания человека, окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе почв, водных объектов, лесов.

Если такие нарушения были допущены и Россельхознадзор признал побочный продукт отходом, собственник обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом ставка платы, установленная Правительством РФ, умножается на коэффициент 1.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект изменений в Кодекс об Административных правонарушениях (КоАП) в части составов за нарушения требований к обращению побочных продуктов животноводства. Предложенные изменения в КоАП получили положительный отзыв Правительства РФ. Ставки штрафов соответствуют ставкам, установленным за нарушение природоохранного законодательства:

  • для должностных лиц — от 30 до 40 тыс. руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 50 до 60 тыс. руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • для юридических лиц — от 250 до 350 тыс. руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Итак, принятие закона «О побочных продуктах животноводства» позволило достичь следующих целей:

  • определить статус помёта и навоза (обработанный или необработанный побочный продукт животноводства);
  • исключить необходимость в получении лицензии на обращение с отходами, если вещества отнесены к продуктам;
  • перенести функции контроля и надзора обращения побочных продуктов животноводства в одно ведомство — Россельхознадзор;
  • исключить трехгодичный срок годности побочных продуктов животноводства, установленный Федеральным законом № ФЗ-268 по отношению к побочным продуктам производства;
  • установить плату за нанесение вреда окружающей среде в однократном размере вместо 25‑кратного, установленного в отношении побочных продуктов производства.
ИД «Животноводство»
animal@zzr.ru
Москва, Хорошевское шоссе, 32 А, оф. 8
+7 901 578-71-29
8 800 551-73-54

Другие статьи

Объемы мяса птицы в стране растут

О ситуации на российском и мировом рынках мяса птицы и других видов мяса, наиболее важных задачах и ближайших перспективах их производства, экспорте и импорте пишет эксперт ФГБУ «Центр Агроаналитики» Владимир Кравченко.

Профильное образование и реальное производство

Об эффективности подготовки в профильных вузах ветеринарных врачей, зоотехников и других специалистов для АПК, создании научно-образовательных центров, а также о важности прохождения студентами практики в животноводческих хозяйствах рассказывают председатель совета директоров ООО «СГЦ» Топ Ген

Перспективы отечественного рынка АПК

Выставочная компания «Асти Групп» при поддержке ТАСС провела круглый стол, посвященный вызовам, стоящим перед российским АПК.

«Переформатироваться должен каждый»

Интервью с президентом выставочной компании «Асти Групп» Наринэ Багманян об актуальных трендах в российском АПК и о подготовке к Международной выставке «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия холода для АПК / MAP Russia & VIV 2023».

Наращивание объемов свинины не прекращается

Эксперт ФГБУ «Центр Агроаналитики» Владимир Кравченко пишет о тенденциях на российском и мировом рынках свинины: о динамике производства, экспорта, цен, а также о прогнозах на 2023 г.

Производство мяса в России: динамика положительная

В статье приведены данные анализа по производству мяса всех видов в России и мире и отмечены основные тенденции в развитии экспорта и импорта говядины.

«Почвенники» и «западники» российского АПК

Авторы анализируют тенденции на российском рынке АПК на основе данных рейтинга 50 крупнейших сельскохозяйственных компаний.

Развитие птицеводства в ЕАЭС

Создание и развитие системы племенного птицеводства и привлечение прямых инвестиций позволят воплотить в жизнь совместные селекционные программы и сформировать замкнутые производственные цепочки в рамках государств — членов Евразийского экономического союза.

Расширяем научные горизонты и повышаем интеллектуальный потенциал

В 2020 г. Всероссийский научно-исследовательский и технологический институт птицеводства (ВНИТИП) отметил 90-летие.

Новые тренды — новые возможности

В Москве состоялся саммит «Аграрная политика России: безопасность и качество продукции», организованный компанией «Асти Групп».

На пульсе подотрасли

На Международном форуме «Птицеводство России 2023» обсудили наиболее важные вопросы подотрасли: производство и экспорт продукции, эпизоотическую ситуацию по гриппу птиц и многое другое.

Россия — в числе ведущих производителей молока

Эксперт ФГБУ «Центр Агроаналитики» Минсельхоза России Виктория Карташова приводит актуальные данные о динамике производства и экспорта молока и молочных продуктов в России. Страна активно наращивает объемы выпуска и поставок за рубеж этой продукции.

Состояние и перспективы развития рынка свинины в ЕАЭС

Перед государствами — членами ЕАЭС стоит задача обеспечить эффективную производственную цепочку, создать конкурентоспособные производства отечественных аналогов импортных ресурсов, активизировать племенную работу.

Производство комбикормов: точки стабильности

В Международной промышленной академии в Москве прошла XVII Международная конференция «Производство комбикормов для эффективного животноводства и птицеводства. Комбикорма-2023», где обсудили ситуацию на рынке и перспективы развития российской комбикормовой промышленности.

Кадровая проблема: корни уходят глубоко

Обсуждение темы эффективности подготовки в профильных вузах ветеринарных врачей, зоотехников и др., а также необходимости возрождения учхозов.