Ксения КЛЕПЧА
Евгений ОГОРОДНИКОВ
Максим РЕМИЗОВ
Рейтинг крупнейших агропромышленных компаний показал, что внутренний рынок насыщен и игроки вынуждены искать новые стратегии роста. Одни ставят на экспорт, другие — на работу «от поля до полки» и укрупнение бизнеса за счет поглощения конкурентов.
Из проблемной сферы — в драйверы развития
Агропромышленный комплекс России, как и вся экономика страны, пережил 2021 г. прекрасно. На четверть увеличили выручку 50 крупнейших компаний отрасли — и это при уровне инфляции 8,39% и росте ВВП на 4,7%. Крупный агропромышленный бизнес развивался, а значит, увеличивал свою долю в экономике.
Минимальный порог попадания в рейтинг крупнейших агропромышленных компаний поднимался еще стремительнее: в 2020 г. для этого достаточно было выручить 12 млрд руб., а в 2021 г. — уже 19 млрд руб. (рост почти на 60%). И это не считая доброго десятка предприятий, по которым просто нет данных. То есть планка входа могла быть и в районе 25 млрд руб.
Участники рейтинга компаний АПК — это крупный бизнес даже по мировым меркам. При среднем курсе доллара США, который в 2021 г. составил 73,65 руб., 19 млрд руб. — это 250 млн долл. Серьезная величина для агропрома. Получается, что за 20 лет одна из самых проблемных сфер превратилась в драйвер развития страны, системообразующую отрасль, которая дает более 4 млн рабочих мест, обеспечивает рост ВВП и продовольственную безопасность России. Если в 2014 г. «крымский» пакет санкций и контрсанкций вверг отечественного потребителя в шоковое состояние, то гораздо более мощные санкции 2022 г. на продовольственном рынке практически не сказались.
За последние годы сектор АПК серьезно трансформировался, перешел к импортозамещению, а теперь формирует стратегически важную экспортно ориентированную отрасль. В частности, вывозятся большие объемы зерна и масла — недаром российские дипломаты в украинском конфликте разыгрывают зерновую карту наряду с нефтяной и газовой. Идет активная работа по выводу на внешние рынки мяса, молока и продуктов их переработки. Набирает обороты винодельческая отрасль, пока не представленная в рейтинге.
В 2021 г. доходы граждан восстанавливались, уровень безработицы снижался, многие россияне получили дополнительные соцвыплаты от государства. В итоге люди стали меньше копить и больше тратить. Не менее важным драйвером роста сектора стал заметно подорожавший экспорт. Рост цен на продовольствие и сырьевые товары (нефть, газ, уголь, удобрения, сталь) привел к тому, что доля чистого экспорта в ВВП повысилась с 5,2 до 9,6%. Благоприятная внутренняя и внешняя конъюнктура и низкий курс рубля обеспечили быстрое развитие российским фермерским хозяйствам.
Журнал «Эксперт» представляет традиционный рейтинг 50 крупнейших компаний отрасли АПК (таблица).
Новички и старички
Сельскохозяйственный бизнес в России — деятельность, за редким исключением, непубличная. Компании не любят афишировать сделки по слиянию-поглощению, указывать собственников и публиковать консолидированную отчетность. Собирая информацию о выручке или прибыли для очередного рейтинга, мы пользуемся разными источниками, порой консолидируем балансы и даже применяем методы финансовой разведки — ищем лидеров по косвенным признакам: размеру земельного банка, объему выпуска продукции, упоминаниям в СМИ.
В 2022 г. не помогли даже налаженные связи и наработанные технологии. Многие компании наотрез отказались участвовать в каких‑либо рейтингах, поэтому часть крупных предприятий в наш список не вошла. Если в рейтинге «Эксперт-400» мы пошли на компромисс и расставили такие непрозрачные фирмы по местам на основании выручки за 2020 г., то в рейтинге АПК решили таких исключений не делать.
Причин тому две. Во-первых, каждая компания в нашем перечне работает на потребительском рынке с узнаваемыми брендами и заинтересована в продвижении. Если при этом ее руководство решило скрыть данные, то и мы, в свою очередь, не станем работать на повышение цитируемости и узнавания. Тем более что отрасль динамичная, интересная и во втором эшелоне есть десятки компаний, способных занять освободившееся место. Во-вторых, компании якобы отказываются от упоминания и публикации цифр, опасаясь санкций. Но большинство таких «отказников» работает на внутреннем рынке. А компании-экспортеры, живущие под дамокловым мечом, напротив, спокойно раскрывали данные отчетности, то есть санкций не боялись. Поэтому в рейтинг-2022 мы включили девять новых компаний, обновив выборку почти на 20%.
Были и обратные примеры. Так, из года в год места в перечне неизменно занимали два предприятия пищепрома: «ВБД продукты питания» («дочка» Pepsico) и «Данон Россия» («дочка» французского Danone) — крупнейшие переработчики сельхозсырья. Однако эти компании не работают в полях, не имеют активов непосредственно в АПК — ферм, теплиц, комбайнов. Кроме того, Danone заявил о планах выйти из российского бизнеса, Pepsico — о заморозке инвестиций. Вполне возможно, что в ближайшие годы обе компании вернутся в наш рейтинг, но уже как «дочки» нового, более крупного холдинга — владельца этих активов. Впрочем, сегодня конкуренция на российском потребительском рынке настолько велика, что выйти на него через органический рост бизнеса, создание новых холдингов и брендов практически невозможно. Единственный вариант — приобрести компанию-конкурента, поэтому активы уходящих корпораций, скорее всего, быстро перекупят.
Вместо компаний «ВБД продукты питания» и «Данон Россия» мы включили в рейтинг два крупных отечественных холдинга — «КДВ Групп» (5‑е место) и холдинг «Объединенные кондитеры» (15‑е). Обе компании лидируют в своих отраслях, к тому же в последние годы инвестируют в сырьевую базу, наращивают земельный банк и другие активы в российском АПК. То есть пошли непосредственно в отрасль, что положительно характеризует деловой климат в агропроме, показывает, что здесь есть возможности для инвестиций не только для профильных компаний, но и для предприятий из смежных отраслей.
Поиски рынков
За последнее десятилетие российский АПК достиг уровня развития, которого наша страна доселе не знала. В целом объемы производства продукции, по словам министра сельского хозяйства России Дмитрия Патрушева, покрывают все внутренние потребности. По большинству позиций задачи Доктрины продовольственной безопасности на 2021 г. выполнены или перевыполнены. Работа продолжается по тем категориям, где показатели самообеспеченности еще не достигнуты: это молоко, картофель, а также появившиеся в доктрине только в 2020 г. овощи и бахчевые, фрукты и ягоды.
Говоря языком бизнеса, рынок сельхозпродукции в России во многом насытился. Есть еще незанятые ниши, однако их становится все меньше: органический рост себя исчерпал. Возникает закономерный вопрос: что делать дальше?
Крупный бизнес сейчас отчетливо разделился на «почвенников» и «западников». Среди последних — крупнейшие игроки отрасли: ГК «Содружество» (1‑е место), ООО «ТД «Риф» (6‑е), ООО «Каргилл» (10‑е), ООО «Деметра Трейдинг» (11‑е), АО «Объединенная зерновая компания» (13‑е) и т.д., которые поставляют на мировой рынок масло и зерно в промышленных объемах. Их функция — трейдинг: оптовые закупки, логистика, таможенное оформление и продажа на внешних рынках огромных стандартизированных партий продовольствия. То есть та задача, которую небольшие и средние хозяйства выполнить не могут в силу своего масштаба. Именно экспорт стал основным драйвером развития отрасли в 2021 г. Трейдеры вышли на лидирующие позиции по темпам роста выручки.
Экспортная торговля сельхозпродукцией начала вносить существенный вклад в макроэкономику в том числе благодаря рекордному росту цен на продовольствие в 2021 г. Так, продажа зерновых культур за рубеж в 2021 г. принесла стране 11,4 млрд долл. (43,1 млн т), экспорт масложировой продукции — 7,3 млрд долл. (7,7 млн т), рыбы и морепродуктов — 7,3 млрд долл. Всего российская экономика получила 37,7 млрд долл. от торговли продуктами питания на внешних рынках. Доход от экспорта в этой сфере уже давно превысил выручку от продажи оружия (около 14 млрд долл. в 2021 г.) и сопоставим с выручкой «Газпрома» — трубный газ принес российской монополии рекордные 55 млрд долл.
Традиционно мы избегали включения в рейтинг зерновых трейдеров, однако в последние годы этот бизнес институционализировался, компании обрели фонды: элеваторы, зерновые терминалы, балкерный флот, вагоны-хопперы. Трейдинг постепенно обрастает необходимой логистической инфраструктурой, инвестирует, становится важным элементом экономики отрасли. Впрочем, трейдеры присутствовали в списке и раньше: например, АО «Астон продукты питания и пищевые ингредиенты» (12‑е место) и агрохолдинг «Степь» (21‑е) не только занимаются производственной деятельностью (растениеводством или животноводством), но и являются крупнейшими поставщиками продукции российского АПК на внешние рынки.
В 2021 г. компании этого сектора показали динамичный рост. ООО «ТД «Риф» увеличил выручку на 41%, ООО «Деметра Трейдинг» — на 30%, АО «Объединенная зерновая компания» — на 60%, даже несмотря на неурожай. По данным Росстата, в 2021 г. собрали 120,7 млн т зерна в чистом весе, в том числе 75,9 млн т пшеницы, а в 2020 г. — 133,5 и 85,9 млн т соответственно.
С национальным характером
Вторая стратегия реализуется «почвенниками». Вслед за многоотраслевыми лидерами типа агрохолдинга «Мираторг» (4‑е место), ПАО «Группа Черкизово» (7‑е) и ГК «Русагро» (3‑е) крепнет новое поколение компаний с ярким региональным окрасом: Удмуртия растит агрохолдинг «Комос Групп» (19‑е место), Татарстан — АО «Агросила» (27‑е), Белгородская область — АО «Приосколье» (29‑е). Подобных предприятий в России можно назвать еще десяток. Поддерживаемые местными властями, такие игроки объединяют сразу несколько направлений, постепенно превращаясь в новых лидеров. Они реализуют стратегию «от поля до полки»: работают на земле, в птичниках и коровниках, на перерабатывающих мощностях и развивают собственную розницу.
Мы и раньше отмечали, что в отрасли идет активная консолидация. Отчасти это вынужденная мера: АПК в России становится все более фондоемким, требует огромных вложений в оборудование, здания, сооружения, поголовье. Для приобретения инструментария и строительства объектов нужно серьезное кредитное плечо, обслуживать которое может только крупный и диверсифицированный бизнес, не зависящий от монопродукции — пшеницы, мяса птицы или свинины.
Кроме того, эффект масштаба позволяет снижать издержки, которые на фоне инфляции значительно выросли. «2021 год был непростым для овощеводов закрытого грунта прежде всего из‑за повышения энергозатрат. К этому добавилось подорожание и других материально-технических ресурсов: минеральных удобрений, средств защиты растений, тары и упаковки, семян. Все это повлияло на экономику тепличного бизнеса», — отмечал Д. Патрушев. По его словам, заметно повысились издержки и в животноводстве: сырье, корма, ветеринарные препараты, племенной материал, техника, упаковка и даже паллеты для молочных продуктов выросли в цене.
Сливайся и поглощай
Обострение конкуренции, снижение темпов роста и необходимость масштабных инвестиций привели к активизации сделок слияний и поглощений (M&A) для укрупнения компаний отрасли. Для российского агропрома 2021 г. стал рекордным: было заключено 43 сделки (в 2020 г. — 39), средняя стоимость составила 49,3 млн долл., а общий объем таких сделок в отрасли достиг 2,1 млрд долл., что в 3,8 раза больше, чем в 2020 г. Из знаковых событий стоит выделить покупку тайской компанией CP Foods группы АПК «Дон» — российского бизнеса немецкой Tonnies Fleisch. CP Foods — крупнейший сельхозинвестор в России. В нашем рейтинге он представлен одним из своих активов — ООО «УК РБПИ Групп» (43‑е место), однако мы понимаем, что объем деятельности группы в России намного больше. Но компания не публикует консолидированных цифр отчетности.
Еще одна сделка — приобретение группой компаний «Дамате» (31‑е место) «Евродона», которое позволило первой увеличить свое присутствие на рынке индейки и утки и нарастить выручку на 65%. В 2020–2021 гг. ГК «Дамате» перезапускала остановленные активы многострадального «Евродона», постепенно выводя их на полную операционную загрузку. Вероятно, уже по итогам 2022 г. сделка по поглощению активов «Евродона» в полной мере отразится на финансовых результатах ГК «Дамате» и показатели вырастут еще значительнее.
В сфере животноводства громкой стала покупка группой «Сибагро» (23‑е место) предприятия «Промагро», специализирующегося на растениеводстве, промышленном животноводстве, а также переработке мяса и зернового сырья. Компания «Сибагро» более 20 лет производила свинину, но работала только в Сибири и на Дальнем Востоке. «Рост до федерального уровня и выход на рынок Центральной России — логичный этап нашего развития. Мы стремимся обеспечить качественной свежей продукцией как можно большее количество людей», — подчеркнул председатель правления «Сибагро» Андрей Тютюшев. Выручка компании в 2021 г. взлетела почти на 60%.
Завершился длившийся несколько лет процесс поглощения «Солнечных продуктов» компанией «Русагро», финансовые показатели которой выросли на 40%.
В 2022 г. сделки по слиянию и поглощению в агропромышленном комплексе несколько притормозили, но, очевидно, это временное явление: подорожавшие кредиты и снижение потребления не могли не сказаться на принятии инвестиционных решений. Тем не менее уход западного капитала из России продолжается. Многие сельхозпредприятия и компании пищепрома будут выставлены на продажу. Кроме уже упомянутых активов, при усилении санкционного давления российский рынок могут покинуть такие транснациональные холдинги, как «Нестле», «Марс», «Кока-кола», «Юнилевер» и другие. Поэтому уже в следующем году в АПК могут начаться масштабные преобразования с появлением новых лидеров. А в течение нескольких лет возможен вход на российский продовольственный рынок инвесторов с Ближнего Востока и из стран Азии. Все это найдет отражение в рейтинге АПК-50.
Полная версия опубликована в журнале «Эксперт», № 46, 2022 г.