Стремительный прогресс затрагивает все отрасли экономики, включая сельское хозяйство: за последние несколько десятилетий отрасль кардинально изменилась. Однако специалисты, которых готовят в российских профильных вузах, не всегда находят применение своим знаниям и умениям на практике. Основная причина в том, что у будущих ветеринарных врачей, зоотехников и селекционеров нет возможности закреплять полученные на лекциях знания в реальных условиях, в частности на сельхозпредприятиях (раньше в качестве базы использовали организованные при институтах учхозы). Например, в США и странах Евросоюза система обучения в аграрных вузах построена по принципу образовательного конвейера. Можно либо взять за основу эту модель, либо возрождать прохождение практики в учхозах. Тогда из стен наших учебных заведений будут выходить высококвалифицированные специалисты. В этом убеждены и ученые, и практики.
Александр НЕКРАСОВ, кандидат сельскохозяйственных наук (ВИЖ им. л. К. Эрнста)
— По долгу службы я постоянно посещаю хозяйства, и каждый раз сталкиваюсь с одной и той же проблемой. На ферме за здоровье коров отвечает ветеринарный врач. Часто грамотных специалистов не хватает: старое поколение уходит на заслуженный отдых, а молодежь не справляется с задачей в силу того, что не имеет достаточно знаний и опыта.
О том, какой путь должен пройти студент прежде, чем стать ветеринарным врачом, знаю не понаслышке. По окончании Кировского СХИ я работал главным ветеринарным врачом в учхозе при институте. Предприятие находилось в непосредственной близости от ветеринарной клиники, где обучались студенты ветеринарного факультета. Ежедневно старшекурсники проходили практику на ферме учхоза.
Если возникали сложности при постановке диагноза или назначении курса лечения, мы обращались за помощью к своим наставникам (у многих из них было ученое звание профессора). Под моим руководством студенты писали курсовые работы по профилактике заболеваний, диагностике патологий и лечению больных животных. Помимо этого, ежегодно в течение 1–2 месяцев студенты пятого курса проходили преддипломную практику и на основе полученных данных выполняли дипломную работу.
Все это, увы, в прошлом. Учхоз ликвидировали, и сегодня студенты вынуждены периодически приезжать на сельхозпредприятия, которые находятся на расстоянии 15 км от университета. Естественно, такая непродолжительная практика малоэффективна, а о достижении хороших результатов при обучении остается только мечтать.
Ранее при Всероссийском институте животноводства (ВИЖ) в поселке Дубровицы Московской области было три экспериментальных хозяйства — «Дубровицы», «Щапово» и «Клёново-Чегодаево». Будучи аспирантом, я занимался трансплантацией эмбрионов крупного рогатого скота на фермах ЭХ «Щапово». Во всех этих хозяйствах проводили исследования и ставили эксперименты научные сотрудники и аспиранты ВИЖ. Из института в хозяйства и обратно в течение дня ходили автобусы, что было очень удобно.
Рядом с корпусами ВИЖ находилось ЭХ «Дубровицы». Здесь же на ферме работала ветеринарным врачом моя жена Нина Алексеевна Некрасова. Под руководством ее и ученых института студенты проходили практику, аспиранты писали диссертации, а научные сотрудники ВИЖ проводили исследования в соответствии с планом НИР. Благодаря тщательной профилактике на ферме «Дубровицы» были ликвидированы инфекционные заболевания коров, в том числе лейкоз крупного рогатого скота.
В 2015 г., несмотря на письменное обращение сотрудников института к губернатору Московской области Андрею Воробьеву о недопустимости ликвидации фермы и перевода животных с благополучного по лейкозу предприятия в неблагополучное по лейкозу стадо ФГУП ЭХ «Клёново-Чегодаево», ЭХ «Дубровицы» было ликвидировано. В итоге высокопродуктивные коровы (от них получали 8,5–9 тыс. кг молока за лактацию) в течение трех лет ушли на мясокомбинат.
ВИЖ потерял свою опытную базу. Теперь сотрудники и аспиранты вынуждены искать предприятия для проведения исследований. В нынешних условиях (пандемия) это сделать практически невозможно.
Несомненно, подготовка кадров, в частности ветеринарных врачей, для отечественного АПК — важнейшая задача, стоящая перед руководством профильных вузов. Тема более чем актуальна, и ее нужно освещать в прессе, вовлекать в дискуссию не только ученых, но и руководителей хозяйств: ведь рано или поздно туда придут молодые специалисты, которых по объективным причинам не удалось обучить по‑настоящему. Сегодня необходимо возрождать традиции старой школы. Может, тогда дело сдвинется с мертвой точки?..
Московская область
От редакции. Приглашаем к разговору специалистов, представителей учебных и научных учреждений и органов власти. Опубликуем в журнале и на сайте мнения участников дискуссии.