Татьяна ЗИМИНА
На пресс-конференции ТАСС, посвященной проблемам безопасности продуктов питания в России, ведущие эксперты дали рекомендации потребителям по выбору продукции, обсудили роль государства и регулирующих органов в обеспечении ее качества, актуальные тенденции на рынке и задачи, стоящие сегодня перед производителями.
Советник руководителя Россельхознадзора Елена Цветкова напомнила, что Россельхознадзор — одно из самых цифровизированных надзорных ведомств в стране. В его распоряжении — системы, позволяющие отследить цикл производства и реализации практически любого продукта, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Основная система контроля качества пищевых продуктов — «Меркурий». Сегодня у ведомства нет необходимости в плановых проверках предприятий. Надзор стал событийным. Появление в цифровой системе данных об отклонениях дает основание для внеплановой проверки. При этом система позволяет быстро заблокировать движение потенциально опасного продукта, сказала Е. Цветкова.
По мнению председателя Национального союза защиты прав потребителей Павла Шапкина, отсутствие обязательной сертификации позволяет производителям находить способы уменьшения себестоимости продукции путем снижения ее качества. Виноваты в этом торговые сети, которые оказывают жесткое ценовое давление на поставщиков, вынуждая их искать способы удешевления производства даже в ущерб качеству. Хотя контроль безопасности продуктов питания за последние годы улучшился, союз нередко выявляет в ходе собственных проверок случаи реализации просроченного товара и использования пищевых добавок с нарушениями.
П. Шапкин отметил необходимость в ужесточении контроля за наличием антибиотиков в продуктах питания, в более полном предоставлении информации о составе на упаковке товаров. В России используют пищевые добавки, которые запрещены в странах Евросоюза, США, Японии. Настало время пересмотреть нормы, но сделать это можно лишь в рамках длительных согласований на уровне ЕАЭС, подчеркнул эксперт. Понимая, что ситуация не может измениться быстро, Национальный союз защиты прав потребителей совместно с компанией «Асти Групп» стал проводить собственные народные дегустации. По их результатам отбирают продукты, рекомендованные к употреблению, которые получают знак «Идеальный выбор».
Президент Союза производителей пищевых ингредиентов, директор НИИ качества, безопасности и технологий специализированных пищевых продуктов РЭУ им. Г.В. Плеханова, председатель ТК/МТК 149 «Кондитерские изделия» Татьяна Савенкова не согласилась с мнением о недостаточно жестком регулировании использования пищевых добавок в российской продукции. По мнению спикера, в нашей стране — одно из самых строгих законодательств в этой сфере. Так, в Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» внесены изменения на 600 страницах. Проведены три семинара, на которых были даны официальные разъяснения по всем вопросам, касающимся новых правил. Пока в РФ не хватает эффективных методик идентификации пищевых добавок в составе продуктов, но работа над этим идет. Между тем существующие технические регламенты и госстандарты позволяют обеспечивать производство качественной продукции, считает эксперт. Сегодня кондитерская промышленность — одна из самых благополучных с точки зрения соблюдения правил, сказала Т. Савенкова.
Независимый эксперт рынка мяса и мясопродуктов председатель Попечительского совета Фонда премии им. П.А. Столыпина Мушег Мамиконян затронул тему доверия потребителей к отечественной продукции. Емкость рынка мяса и мясопродуктов в РФ сегодня превышает 11,5 млн т. Их потребление на душу населения составляет 82 кг при среднем мировом показателе около 42 кг. Чтобы иметь возможности для расширения экспорта в соответствии с поставленными руководством страны целями, общество должно поддержать своих производителей, считает спикер. Важно избавляться от иноязычных названий товаров, углублять знания населения о традиционных блюдах народов России и повышать интерес к их кухне, подчеркнул М. Мамиконян.
Президент компании «Асти Групп» Наринэ Багманян рассказала о деятельности по популяризации российских продуктов в нашей и других странах. Для этого компания организует дегустации в рамках аграрных выставок и эногастрономические фестивали. С 2016 г. по поручению Минсельхоза России проводится гастрономическое мероприятие Discover Russian Cuisine, которое пользовалось популярностью за рубежом. Выставка «Куриный Король», проводимая с 2001 г., помогла привлечь на российский рынок передовые технологии, что способствовало быстрому развитию мясной сферы. Такие мероприятия позволяют производителям оперативно подстраиваться под изменяющиеся предпочтения потребителей и повышают доверие населения к выпускаемой продукции.
Очередная выставка «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия холода для АПК / Meat and Poultry Industry Russia 2025» и саммит «Аграрная политика России: безопасность и качество продукции» состоятся в мае на новой площадке в «Тимирязев Центре», созданной по поручению Минсельхоза России специально для проведения мероприятий в сфере АПК. Особое внимание будет уделено вопросам безопасности и качества продукции, а также технологиям эффективного производства, сказала Н. Багманян.