Татьяна ЗИМИНА
В Москве в МВЦ «Крокус Экспо» в 24‑й раз прошла выставка «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия холода для АПК / MAP Russia», которую профессионалы аграрного бизнеса ценят за широкую тематику и неизменно высокий уровень организации. Начиная с 2001 г. при поддержке Минсельхоза России, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Правительства Москвы она неизменно собирает на своих площадках специалистов всех звеньев производства молока, мяса и яйца: от поля — до стола. Одновременно с этим форумом в конференц-залах традиционно проходит одно из крупнейших деловых мероприятий в агропромышленном секторе — саммит «Аграрная политика России: безопасность и качество продукции».
По словам организатора выставки — главы компании «Асти Групп» Наринэ Багманян, в нынешнем году пришлось в очередной раз столкнуться со сложностями при ее подготовке. Тем ценнее то, что выставка состоялась и прошла со значительным успехом, собрав в экспозиции более 200 компаний, причем, немалое число участников представили продукцию и услуги на выставке впервые. Многие годы более половины экспонентов на форуме, который еще совсем недавно проходил в коллаборации с международной выставочной компанией VIV, представляли зарубежные, в основном европейские, бренды. После ухода большинства из них с российского рынка компания «Асти Групп» активно привлекает в страну поставщиков оборудования, племенного материала, кормовых средств и ветеринарных препаратов из стран других регионов, чтобы обеспечить отечественных производителей всем необходимым для стабильной работы. В нынешнем году на выставке представили свою продукцию компании из Беларуси, Индии, Италии, Китая, Таиланда и Турции.
— Сегодня мы фактически выстраиваем новую выставку, ищем компании и структуры, которые могут дать самое полезное из своих инноваций российскому рынку, — сказала Н. Багманян.
При этом одной из главных сложностей в работе с зарубежными поставщиками из этих стран Н. Багманян считает разницу в отношении к ведению бизнеса и коммуникации. Часто специалистам «Асти Групп» приходится помогать или буквально учить производителей из азиатского региона продвигать свою продукцию в России: нанимать переводчиков, издавать рекламные материалы на русском языке, договариваться о встречах и т. д. Более того, многими маркетинговыми приемами и даже самыми простыми принципами общения с новыми партнерами на выставках не владеют и некоторые российские компании, отметила Н. Багманян. Обладая огромным опытом и широчайшими компетенциями в рекламном бизнесе, «Асти Групп» помогает реализовывать свою продукцию и отечественным производителям. Те, кто готов учиться и развиваться, всегда получают отдачу после выставки, извлекая максимум пользы: общаются со множеством партнеров без лишних затрат, заключают контракты, находят новых клиентов. Выставка предлагает для этого обширный набор как традиционных, так и оригинальных инструментов. Об их эффективности свидетельствуют положительные отзывы участников мероприятия.
— Основное направление нашей работы — поставки инкубационного яйца из Европы в Россию. Сейчас появилась большая потребность в поиске новых поставщиков, и мы нашли их здесь. На выставке присутствуют компании из Турции и Индии. Мы провели переговоры с постоянными партнерами и смогли пообщаться с новыми. Наш стенд посетили специалисты птицефабрик, в том числе из дальних регионов. Так что для нас выставочные дни были насыщены встречами, — поделился генеральный директор ООО «ТД «Резерв» Константин Коньков.
— Мы более 30 лет проектируем птицефабрики, свинокомплексы, комбикормовые заводы, и сейчас, пожалуй, самое сложное для нашей работы время. Возникает необходимость искать партнеров в Китае. Однако коммуникация с китайскими компаниями часто затруднена из‑за отсутствия переводчиков. На выставке мы смогли провести переговоры с интересующими нас производителями, — отметил менеджер проектов ГК «Неофорс» Михаил Вергейчик.
Точкой притяжения для руководителей и специалистов агрохолдингов, отраслевых союзов, представителей государственных структур и других экспертов стали профессиональные деловые мероприятия, где обсуждали наиболее актуальные тренды в АПК, делились прогнозами и намечали пути развития. На пленарной сессии выступили директор отделения ФАО для связи с Российской Федерацией Олег Кобяков, руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов, генеральный директор ГК «МЕГАМИКС» Василий Фризен, генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько, президент компании A’Saffa Food Processing Ахмед Хан Файзал, генеральный директор ООО «Агрикэпитал» Любовь Савкина и другие авторитетные спикеры.
Модерировал форум независимый эксперт, председатель попечительского совета Фонда премии им. А. Столыпина Мушег Мамиконян. Ключевыми темами стали перспективы рынка белка животного происхождения и возможности для наращивания экспорта российской продукции. Эксперты обсудили стратегии производства и реализации продуктов, сертифицированных по стандарту «Халяль», особенности работы на рынке Китая.
Важная роль на саммите была отведена деловым мероприятиям, посвященным вопросам безопасности аграрной продукции. На стенде Россельхознадзора прошли круглые столы и конференции, на которых говорили об эпизоотической ситуации в России, способах борьбы с болезнями животных и птицы, контроле качества кормов, обеспечении прослеживаемости сырья и продукции. В числе выступающих были ученые из ведущих научных учреждений — ВНИИЗЖ и ВГНКИ. Сообщество Food Safety организовало секцию, участники которой рассмотрели проблемы в сфере технического регулирования производства мясных продуктов.
На заседаниях отдельных секций обсуждали перспективы развития разных подотраслей животноводства. Новые технологии для свиноводства стали центральной темой встречи, проведенной Национальным союзом свиноводов с участием компаний, предлагающих оборудование для цифровизации и автоматизации производства свинины.
В ходе панельной дискуссии, посвященной реалиям рынка продукции птицеводства, выступила генеральный директор Росптицесоюза Галина Бобылёва, представители компаний, выпускающих корма и племенной материал. В рамках выставки состоялся съезд Национальной ассоциации производителей индейки, где президент консалтингового агентства Agrifood Strategies Альберт Давлеев сделал обстоятельный доклад о ситуации на мировом рынке индейки.
Актуальные тренды в переработке мясной продукции как следующем этапе производства продовольствия рассмотрели на «MeatTech Summit: технологическое оборудование для мясопереработки», организованном НПО «Пахра». В центре внимания спикеров были возможности для импортозамещения на рынке оборудования и повышение производительности предприятий. Модерировал сессию исполнительный директор Национального союза мясопереработчиков Николай Аксёнов.
Вопросы перехода производителей холодильного оборудования на использование природных хладагентов вместо гидрофторуглеродов обсудили на конференции, прошедшей под эгидой Россоюзхолодпрома. Оборудование для хранения и транспортировки продукции АПК традиционно представлено на выставке как важнейшее звено в цепочке обеспечения потребителей качественным продовольствием. После принятия Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу применение гидрофторуглеродов в холодильных установках должно поэтапно сокращаться для снижения темпов глобального потепления. Исполнительный директор ООО «Альфа-Холод» Алексей Скоренко, советник председателя правления Россоюзхолодпрома по работе с международными организациями и объединениями Артем Кушнерев, технический эксперт Международного центра научной и технической информации Александр Чухчин и другие спикеры обсудили эффективные пути дальнейшего развития отрасли в новых условиях.
Деловая программа затронула и вопросы реализации продукции животноводства. О том, как создавать продающий бренд в мясной подотрасли говорили на сессии, организованной Ассоциацией брендинговых компаний России. О сотрудничестве производителей продовольствия с маркетплейсами и торговыми сетями шла речь на круглых столах, проведенных Meatinfo — площадкой для оптовой реализации мясной продукции, а также Ассоциацией мясопереработчиков. В обсуждении под руководством М. Мамиконяна приняли участие глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалёв, генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов, директор по взаимодействию с бизнес-ассоциациями и сообществами Х5 Group Максим Арефьев и другие известные эксперты.
Концепция конкурса Meat Battle, которая заключается в знакомстве производителей с особенностями работы с сектором HoReCa, в 2024 г. была расширена до Product Battle. Участники узнали о многих тонкостях представления продукции конечному потребителю: от интерактивной демонстрации до проведения переговоров. Лидерами конкурса стали бренд-шеф проекта «Кухня Страны Басков» и кейтеринговой компании Chef Aleksey Алексей Черкашин, бренд-шеф группы «Бережки Холл» Сергей Родин и бренд-шеф ресторанно-паркового комплекса «Берег» Виктор Тайц.
Всего в деловой программе было представлено около 120 докладов, а число уникальных посетителей конференций, семинаров и других мероприятий саммита достигло более 1 тыс. человек. В завершение выставки состоялась церемония вручения сертификатов победителям конкурса «Московское качество» в категории «Продукты из мяса и мяса птицы». В номинации «Филе бедра цыпленка-бройлера» победителем стала продукция под брендом «Первая свежесть» от ООО «Элинар-бройлер», на втором месте — «Петелинка» от АО «Куриное Царство». В номинации «Грудка и филе грудки индейки» победу присудили бренду «Индилайт» ООО «ПензаМолИнвест», второе место заняла торговая марка «Пава-Пава» производителя «Тамбовская Индейка».
Организаторы ждут гостей через год на следующей выставке, которая продолжит свой путь обновления в соответствии с реалиями рынка и потребностями российских производителей, чтобы и дальше помогать им знакомиться с инновационными технологиями и новыми зарубежными компаниями, заключать деловые соглашения и успешно развивать свой бизнес.
Фото А. Замараева и Н. Соболь