Развитие мясного скотоводства в ЕАЭС

Development of meat cattle production in the EEU
S. Buben
Май 2019 • Мясное скотоводство
Скачать статью в PDF

Консолидация усилий бизнеса и государственных структур стран ЕАЭС по созданию условий для развития межгосударственной кооперации позволит повысить эффективность ведения мясного скотоводства, а также увеличить степень занятости и уровень доходов сельского населения, создать предпосылки для наращивания экспорта на внешние рынки.

Ключевые слова: мясное скотоводство, крупный рогатый скот, мясо крупного рогатого скота, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), государства — члены ЕАЭС

Consolidated efforts of the business and government institutions of the EEU countries for creation of conditions for development of interstate cooperation will allow improvement of meat cattle production efficiency as well as increasing employment and level of income of the rural population, and creating prerequisites for export strengthening.

Кeywords: meat cattle production cattle cattle meat Eurasian Economic Union (EEU) Euroasian Economic Commission (EEC) EEU member states

 

Станислав БУБЕН, директор Департамента агропромышленной политики
Евразийская экономическая комиссия

 

В состав мяса крупного рогатого скота входит большое количество полезных веществ: белки, жиры, витамины, микро- и макроэлементы, а также различные аминокислоты и биологически активные вещества. Развитие мясного скотоводства в государствах — членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) имеет важное экономическое и социальное значение, так как эта отрасль не только обеспечивает население мясом, но и способствует созданию новых рабочих мест.

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. предусматривает проведение регулярных консультаций и разработку рекомендаций по чувствительным сельскохозяйственным товарам, их производство и взаимная торговля ими имеют социально-экономическое значение для устойчивого развития агропромышленного комплекса государств — членов ЕАЭС.

Мясо крупного рогатого скота входит в перечень чувствительных сельскохозяйственных товаров, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 12 февраля 2016 г. № 66.

Анализ показал, что за период с 2013 по 2016 г. поголовье крупного рогатого скота в ЕАЭС ежегодно сокращалось в среднем на 130 тыс., или на 0,4% (табл. 1).

Таблица 1. Поголовье крупного рогатого скота в государствах — членах ЕАЭС, тыс. гол.

В 2017 г. за счет прироста поголовья животных в Республике Казахстан (+ 5,5%) стадо крупного рогатого скота в ЕАЭС увеличилось на 1,1%, за счет чего этот показатель достиг значений, зарегистрированных на начало 2013 г.

За пять лет самый высокий прирост поголовья крупного рогатого скота зафиксирован в Республике Казахстан (+ 19%) и Киргизской Республике (+ 15%). В Республике Армении и в Российской Федерации за этот период стадо сократилось соответственно на 11 и 7%.

В 2013–2017 гг. производство мяса крупного рогатого скота характеризовалось разноплановой динамикой. Наибольший рост пришелся на 2015 г. (+ 3,4% к уровню 2013 г.). После 2015 г. отрасль перешла в стадию стагнации.

В 2017 г. в странах — членах ЕАЭС производство мяса крупного рогатого скота достигло 2511,4 тыс. т. Общий прирост составил 53,7 тыс. т, или 2,2% к уровню 2013 г. (табл. 2). Рост производства зафиксирован во всех государствах — членах ЕАЭС, кроме Российской Федерации (– 2,4%).

Таблица 2. Производство мяса крупного рогатого скота в странах — членах ЕАЭС

Необходимо отметить, что в структуре производства скота и птицы в Республике Армении на долю мяса крупного рогатого скота приходится 65%, в Киргизской Республике — 48%, в Республике Казахстан — 44%. В Республике Беларусь и в Российской Федерации доля мяса крупного рогатого скота в общем объеме производства значительно ниже, поскольку стратегия этих стран направлена на развитие птицеводства и свиноводства.

В ЕАЭС основное производство мяса крупного рогатого скота (почти 55%) сосредоточено в хозяйствах населения, что негативно сказывается на развитии отрасли в целом и на обеспечении перерабатывающих предприятий качественным сырьем (рисунок).

Структура производства мяса крупного рогатого скота в государствах — членах ЕАЭС в период с 2013 по 2017 г., в среднем, %

На рисунке видно, что в Республике Армении 99,7% мяса крупного рогатого скота производят личные подсобные хозяйства, в Республике Казахстан — 74%, в Российской Федерации — 58,7%, в Киргизской Республике — 50%. В Республике Беларусь, напротив, основными производителями мяса крупного рогатого скота являются сельскохозяйственные организации (97,2%).

В период с 2013 по 2017 г. импорт мяса крупного рогатого скота на территорию ЕАЭС существенно сократился, что обусловлено запретом ввоза в Российскую Федерацию с 2014 г. отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (в 2017 г. Россия была основным импортером — 88,3% от общего объема импорта государств — членов ЕАЭС). В структуре импортных поставок преобладает замороженное мясо (95%).

В 2017 г. из третьих стран на территорию государств — членов ЕАЭС было ввезено 261,9 тыс. т мяса крупного рогатого скота, что в 2,3 раза меньше, чем в 2013 г. (табл. 3).

Таблица 3. Импорт мяса крупного рогатого скота в государствах — членах ЕАЭС, тыс. т (коды ТН ВЭД ЕАЭС: 0201 — охлажденное мясо и 0202 — замороженное мясо)

В 2017 г. основными поставщиками мяса крупного рогатого скота в государства — члены ЕАЭС были Бразилия, Республика Парагвай и Украина (табл. 4).

Таблица 4. Импорт мяса крупного рогатого скота в государства — члены ЕАЭС из третьих стран в 2017 г. (коды ТН ВЭД ЕАЭС: 0201 — охлажденное мясо и 0202 — замороженное мясо)

Доля поставок мяса крупного рогатого скота в Российскую Федерацию из Бразилии доходила до 99,96%, из Республики Парагвай — до 98,5%.

Основными потребителями мяса крупного рогатого скота, ввезенного с Украины, стали Республика Беларусь и Республика Казахстан (69,1% и 25,6% соответственно). Физические объемы импорта в эти страны выросли почти в девять раз по сравнению с 2013 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., исходя из объемов производства и потребления мяса крупного рогатого скота, ЕЭК с учетом тарифных обязательств государств — членов ЕАЭС в рамках ВТО ежегодно устанавливает тарифные квоты на ввоз мяса из третьих стран и распределяет их между государствами — членами Союза.

Внутри квоты ставка ввозной таможенной пошлины в отношении мяса крупного рогатого скота составляет 15%, вне квоты — 50%, но не менее 1 евро за 1 кг.

Для Республики Казахстан после вступления в ВТО установлен объем тарифной квоты на ввоз мяса крупного рогатого скота в размере 21 тыс. т, что на 36,4% больше, чем в 2013 г. (табл. 5).

Таблица 5. Объем тарифных квот на импорт мяса крупного рогатого скота, тыс. т

В период с 2013 по 2017 г. в отношении Республики Беларусь и Республики Армении квоты на ввоз мяса крупного рогатого скота из дальнего зарубежья не предусматривались, для Киргизской Республики квоты были установлены в 2015 и 2016 гг. в небольших объемах. Для Российской Федерации ежегодный объем тарифной квоты составлял 570 тыс. т.

Страны — члены ЕАЭС являются нетто-импортерами мяса крупного рогатого скота (уровень поставок продукции на внешние рынки — 0,1% от совокупного объема производства). Вместе с тем объемы экспорта в третьи страны увеличились с 46 т в 2013 г. до 3,1 тыс. т в 2017 г.

В 2013 г. экспорт мяса крупного рогатого скота осуществляла только Российская Федерация, в 2017 г. на ее долю приходилось 45,8% от общего объема поставок, на долю Республики Беларусь — 50,9%, на долю Республики Казахстан — 3,2%. Республика Армения и Киргизская Республика мясо крупного рогатого скота не экспортируют (табл. 6).

Таблица 6. Экспорт мяса крупного рогатого скота из государств — членов ЕАЭС в третьи страны, т (коды ТН ВЭД ЕАЭС: 0201 — охлажденное мясо и 0202 — замороженное мясо)

В 2017 г. основными потребителями поставляемого из государств — членов ЕАЭС мяса крупного рогатого скота стали Азербайджанская Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Гонконг, Республика Корея и Украина — 81,4% от общего объема экспорта (табл. 7). В то же время доля государств — членов ЕАЭС в общем объеме импорта этих стран очень мала (за исключением Украины — 33,8%).

Таблица 7. Страны — основные импортеры мяса крупного рогатого скота из государств — членов ЕАЭС
в 2017 г. (коды ТН ВЭД ЕАЭС: 0201 — охлажденное мясо и 0202 — замороженное мясо)

Для упрощения доступа на мировые рынки мяса крупного рогатого скота, произведенного в странах Союза, государства — члены ЕАЭС вправе заключать соглашения о зонах свободной торговли. Начиная с 2014 г. ведется активная деятельность по разработке перспективных направлений развития торговых отношений с другими странами мира и введению системы торговых преференций.

В 2015 г. было заключено торговое соглашение с Социалистической Республикой Вьетнам, согласно которому в отношении мяса крупного рогатого скота (туши, полутуши, отрубы и мясо обваленное) действует нулевая ставка таможенной пошлины.

Либерализация условий доступа мяса крупного рогатого скота из стран — членов ЕАЭС на рынок Социалистической Республики Вьетнам повысит конкурентоспособность животноводческой продукции и создаст условия для роста объемов экспорта. Сегодня ведется активная работа по заключению соглашений о свободной торговле с Арабской Республикой Египет, Государством Израиль, Республикой Индией, Исламской Республикой Иран и Республикой Сербией.

Взаимная торговля между государствами — членами ЕАЭС с 2013 по 2017 г. характеризовалась отрицательной динамикой. В 2017 г. на внутренний рынок ЕАЭС было поставлено 141,8 тыс. т мяса крупного рогатого скота, что на 13,7 тыс. т (8,8%) меньше, чем в 2013 г. (табл. 8).

Таблица 8. Взаимная торговля мясом крупного рогатого скота между государствами — членами ЕАЭС (вывоз), тыс. т

Традиционно главным поставщиком мяса крупного рогатого скота на союзный рынок является Республика Беларусь — 139,9 тыс. т (98,7% от совокупного объема), а основным покупателем — Российская Федерация (96,4%). По сравнению с 2013 г. объемы импорта мяса крупного рогатого скота из Республики Беларусь в Российскую Федерацию сократились на 7% (до 132,3 тыс. т).

В 2017 г. объемы поставок мяса крупного рогатого скота из Российской Федерации уменьшились в 3,1 раза (до 1,2 тыс. т) по сравнению с 2013 г.

Мясо у Российской Федерации закупали Республика Казахстан (62,8%) и Республика Беларусь (36,2%). Из Республики Казахстан поставки мяса крупного рогатого скота увеличились с 0,3 тыс. т до 0,8 тыс. т. Его закупали Российская Федерация и Киргизская Республика (соответственно 81,8 и 21,2%).

В 2013–2017 гг. Республика Армения не поставляла мясо крупного рогатого скота в государства — члены ЕАЭС. Киргизская Республика в 2015 г. экспортировала 9,7 тыс. т: 9,6 тыс. т — в Республику Казахстан и 76 т — в Российскую Федерацию.

Следует отметить, что в государствах — членах ЕАЭС цены на мясо крупного рогатого скота формируются под влиянием природно-климатических условий в конкретном регионе и зависят от таких факторов, как материально-техническое оснащение животноводческих комплексов и наличие собственной кормовой базы.

Анализ финансово-экономических показателей сельскохозяйственных организаций показал, что в структуре себестоимости продукции наибольший удельный вес приходится на корма (более 50%). С 2013 по 2017 г. государства — члены ЕАЭС (основные импортеры — Республика Беларусь и Российская Федерация) ежегодно завозили из дальнего зарубежья корма на 1,2 млрд долл. В структуре импорта кормов сохраняется высокая доля жмыхов (71%) и премиксов (19%). Кроме того, существует потребность в импортных ветеринарных вакцинах (за пять лет физические объемы поставок увеличились в 1,5 раза).

В Российской Федерации и в Республике Беларусь мясное скотоводство является нерентабельным: уровень убыточности от реализации крупного рогатого скота на убой составляет более 30%.

По сравнению с остальными странами — членами ЕАЭС Республика Казахстан имеет достаточно пастбищ и зерна. Это позволяет значительно удешевить производство мяса крупного рогатого скота за счет использования собственных кормовых ресурсов. Так, в 2017 г. уровень рентабельности реализации крупного рогатого скота на убой в сельхозформированиях республики составил 27,5%.

По данным экспертов ЕЭК, в 2017 г. минимальная средняя отпускная цена предприятий и контрактная цена экспорта на замороженное мясо крупного рогатого скота сложились в Республике Беларусь. К тому же в этой стране зафиксированы самые высокие значения таких параметров, как производство мяса крупного рогатого скота на одного человека, экспортная доля и конкурентоспособность продукции по сравнению с импортными аналогами.

Комплексный показатель конкурентоспособности этой продукции в Республике Беларусь достиг 100 баллов (максимум), в то время как в Российской Федерации — 31,3 балла, а в Республике Казахстан — 23,7 балла. Конкурентоспособность продукции Республики Армении и Киргизской Республики на рынке мяса крупного рогатого скота не установлена (табл. 9).

Таблица 9. Конкурентоспособность продукции (замороженного мяса крупного рогатого скота) в государствах — членах ЕАЭС

С целью устойчивого функционирования отрасли, развития кооперации между государствами — членами ЕАЭС, снижения зависимости от импортных средств производства и стимулирования экспорта в третьи страны необходимо реализовать ряд мер по улучшению ситуации в мясном скотоводстве. Для этого целесообразно развивать систему племенного мясного скотоводства и производство кормовых добавок и ветеринарных лекарственных препаратов для животноводства.

Создание межгосударственных кластеров мясного скотоводства в ЕАЭС будет способствовать развитию кооперационных связей между малыми формами хозяйствования и крупными агрохолдингами, а кроме того, позволит организовать предприятия с замкнутым циклом (от формирования стад до разделки туш и упаковки мяса).

Разработка и внедрение современного оборудования и ресурсосберегающих технологий по организации убоя крупного рогатого скота и переработке мяса позволит повысить конкурентоспособность продукции и вывести отрасль на новый уровень.

В целях создания благоприятных условий для взаимной торговли и развития экспорта мяса крупного рогатого скота на рынки третьих стран необходимо гармонизировать нормативные правовые акты, входящие в право Союза, в сфере санитарных, ветеринарно-санитарных мер и технического регулирования с международными стандартами.

Консолидация усилий бизнеса и государственных структур стран ЕАЭС по созданию условий для развития межгосударственной кооперации позволит повысить эффективность ведения мясного скотоводства, а также увеличить степень занятости и уровень доходов сельского населения, создать предпосылки для наращивания экспорта на внешние рынки.

ИД «Животноводство»
animal@zzr.ru
Москва, Хорошевское шоссе, 32 А, оф. 8
+7 901 578-71-29
8 800 551-73-54

Другие статьи

«Наша цель — сохранить и улучшить скот лимузинской породы»

Интервью с владельцем компании KBS Genetic Джузеппе Панталеони.

Откорм бычков молочных пород

Откорм бычков, полученных от коров молочных пород, может быть рентабельным. Это доказано на примере ООО «Вера», где используют в рационах 2,5%-й премикс производства компании «Коудайс МКорма».

Отрасль ждет перемен

В отрасли мясного скотоводства России заметного прогресса нет уже много лет. Попытки реализации крупных проектов не увенчались успехом или не смогли оказать ощутимого влияния на развитие производства говядины.

Развитие мясного скотоводства в ЕАЭС

Консолидация усилий бизнеса и государственных структур стран ЕАЭС по созданию условий для развития межгосударственной кооперации позволит повысить эффективность ведения мясного скотоводства, а также увеличить степень занятости и уровень доходов сельского населения, создать предпосылки для наращив

Отрасль ждет перемен

В отрасли мясного скотоводства России заметного прогресса нет уже много лет. Попытки реализации крупных проектов не увенчались успехом или не смогли оказать ощутимого влияния на развитие производства говядины.

Откорм бычков молочных пород

Откорм бычков, полученных от коров молочных пород, может быть рентабельным. Это доказано на примере ООО «Вера», где используют в рационах 2,5%-й премикс производства компании «Коудайс МКорма».