Татьяна ЗИМИНА
В 2023 г. компания «ДСМ» (Нидерланды) провела глобальное исследование, чтобы определить распространенность микотоксинов в кормах в животноводческих хозяйствах разных стран. Самые высокие показатели были получены при анализе образцов кормов из Китая, государств Южной Азии и Северной Америки. Уровень зараженности образцов с европейских ферм был существенно меньше. Проблема микотоксикозов у животных остро стоит и в России.
На вебинаре информационного агентства Milk News и компании «Каргилл» стратегии борьбы с микотоксинами рассмотрели как с научной, так и с практической точек зрения.
Правда и мифы о микотоксинах
Категорийный менеджер компании «Каргилл» Елизавета Елизарова напомнила, что микотоксины — это химические соединения, или вторичные метаболиты, продуцируемые некоторыми видами плесени. Науке известно более 400 видов микотоксинов, но для сельского хозяйства наиболее опасны шесть из них. Грибы рода Penicillium вырабатывают охратоксин, Aspergillus — охратоксин и афлатоксин, Fusarium — ДОН, зеараленон, Т-2 токсин и фумонизин. Масса и полярность молекулы микотоксина (таблица) определяют стратегию борьбы с ним: выбор сорбентов и препаратов.
Характеристики микотоксинов
Микотоксин | Масса молекулы, г/моль | Полярность |
Афлатоксин | 312 | Очень высокая |
Охратоксин | 403 | Высокая |
Т-2-токсин | 466 | Низкая |
Фумонизин | 721 | Высокая |
Зеараленон | 318 | Низкая |
ДОН | 296 | Низкая |
Контаминация микотоксинами грубых или концентрированных кормов в 90% случаев происходит еще в поле и лишь в 10% случаев — при хранении. Диапазон оптимальной температуры и влажности для роста плесени довольно широк. Таким образом, риск контаминации кормов микотоксинами существует круглый год. Не стоит думать, что проблема возникает только в период осенней влажности, подчеркнула Елизавета. Кроме того, микотоксины термоустойчивы, поэтому тепловая обработка (например, грануляция) также не помогает избавиться от них.
Как известно, беда не приходит одна. Никогда корм не бывает заражен одним видом микотоксинов. Их всегда несколько, причем они действуют синергично, усиливая влияние друг друга. Именно поэтому опасность может представлять как совсем небольшое количество микотоксина (измеряемое в ppb, или мкг/кг), так и его высокое содержание в корме (измеряемое в ppm, или мг/кг). Все это заставляет задуматься и о здоровье людей, ведь некоторые микотоксины могут накапливаться в продуктах животноводства. Например, афлатоксин проникает в молоко и может представлять серьезную опасность для человека.
Данные, представленные в отчете компании «Каргилл» о распространении микотоксинов в кормах на фермах разных стран в 2023 г., говорят о том, что в России ситуация сравнительно неплохая — всего 33% образцов от общего количества исследованных (17 тыс.) были контаминированы микотоксинами на существенном уровне. При этом 79% зараженных образцов содержали Т-2 токсин в количестве, превышающем предельно допустимую норму. Зерно кукурузы и пшеницы — основные источники микотоксинов. Часто их обнаруживают и в грубых кормах, и в полносмешанном рационе, рассказала Е. Елизарова.
Наиболее подвержены микотоксикозам моногастричные животные. Однако не стоит думать, что для жвачных животных эта проблема неактуальна. Миф о решающей роли рубца в борьбе с микотоксикозами возник из‑за того, что исследования проводили в основном на низкопродуктивных животных. Высокоудойные коровы гораздо чувствительнее к качеству кормов. Не может защитить от микотоксинов и микрофлора рубца. Скорость прохождения кормов через желудочно-кишечный тракт высокопродуктивного скота слишком высокая, и микроорганизмы не успевают переработать микотоксины. Более того, некоторые из них (например, зеараленон и ДОН), распадаясь в рубце, превращаются в еще более опасные вещества. Так, производное зеараленона — зеараленол — в десять раз более токсичный и серьезно ухудшает выработку эстрогена.
Конечно, микотоксины негативно влияют и на саму микрофлору рубца. Особенно сильно снижается переваримость клетчатки, выработка летучих жирных кислот и синтез микробного белка. Таким образом, рубец ни в коем случае не обезвреживает микотоксины и при этом заметно страдает сам из‑за их воздействия, подытожила Е. Елизарова.
Симптомы микотоксикозов могут быть самыми разными: от метаболических нарушений до ухудшения воспроизводительной функции (нерегулярный приход в охоту, низкая оплодотворяемость, эмбриональная смертность, аборты). Е. Елизарова перечислила наиболее часто встречающиеся последствия микотоксикозов скота (в среднем):
- снижение потребления сухого вещества (отсутствие аппетита у коров — первый знак, указывающий на поражение кормов микотоксинами);
- уменьшение объема суточного производства молока на 2 кг;
- сокращение содержания жира (на 0,4%) и белка (на 0,1%) в молоке;
- рост количества соматических клеток на 200 тыс. в 1 мл;
- удлинение межотельного интервала на 60 дней;
- увеличение количества осеменений на 10%.
К тому же неизбежно повышение затрат на ветеринарные препараты и лечение.
Все приведенные факторы становятся причиной потери финансовых средств. Экономическая эффективность хозяйства может существенно пострадать из‑за наличия микотоксинов в кормах для животных.
Способы предотвращения микотоксикозов
Принимать профилактические меры, предотвращающие развитие плесени на растениях, нужно еще во время созревания и сбора урожая:
- использовать устойчивые культуры и гибриды;
- проводить отвальную вспашку или глубокое дискование для ускорения разложения растительных остатков, которые могут способствовать росту плесени;
- своевременно собирать урожай при надлежащих показателях влажности и зрелости;
- применять технологические приемы, способствующие оптимальной ферментации силоса: быстрое заполнение силосной траншеи, правильная длина резки, использование инокулянтов и консервантов и др.
- обеспечить чистоту силоса и мест его хранения, свести к минимуму попадание спор плесени во время заготовки корма.
Правильная кормозаготовка обеспечивает получение качественного корма в будущем, но чаще в хозяйствах сталкиваются с тем, что микотоксины уже присутствуют в корме, о чем говорят определенные симптомы. В таком случае необходимо сделать три простых шага: провести анализ, правильно оценить ситуацию и принять верное решение.
На этапе анализа следует точно выяснить, какие корма контаминированы микотоксинами и в какой степени. Пусть вас не обманывает внешняя чистота кормов. Отсутствие видимой плесени не говорит о том, что корма не заражены, так же, как и наличие плесени не означает, что уровень микотоксинов «зашкаливает». Ответ даст только лабораторный анализ. Однако и здесь есть важный нюанс. Дело в том, что микотоксины в кормовой смеси, силосной яме или траншее обычно распределены неравномерно. Взяв пробу из одной точки, можно попасть в место их наибольшей или наименьшей концентрации, что приведет к неверным выводам. Чем больше точек отбора, тем достовернее результаты исследования.
После проведения анализа можно принять решение о дальнейшем использовании зараженных кормов. Контаминация не обязательно влечет за собой их необратимую потерю. Определенные уровни содержания токсинов могут быть относительно безопасными. Только после всесторонней оценки ситуации можно принять решение об использовании сорбентов и других добавок. Технические специалисты компании «Каргилл» могут вам в этом помочь.
Продукты для борьбы с микотоксинами делятся на три группы: сорбенты, вещества, поддерживающие организм для борьбы с последствиями микотоксикозов, а также добавки, перерабатывающие или деактивирующие микотоксины (схема).
Сорбенты, в свою очередь, делятся на минеральные, органические (например, активированный уголь) и биологические (например, клеточные стенки дрожжей). Минеральные сорбенты включают глины и другие вещества (тальк и диатомит). Глины можно разделить на органоалюмосиликаты (содержат некое органическое вещество) и алюмосиликаты.
Все микотоксины, исключая ДОН, эффективно связываются за счет катионного обмена и пористой поверхности сорбента (глины и некоторые биологические препараты). Из-за небольшой молекулярной массы и низкой полярности ДОН крайне плохо поддается сорбции любыми веществами. Поэтому при обнаружении существенных уровней ДОН в кормах следует с осторожностью принимать решение об использовании сорбентов. Для того чтобы снизить негативное воздействие ДОНа на животных, следует дополнительно применять гепатопротекторы и антиоксиданты.
Органоалюмосиликаты содержат органическое вещество, благодаря чему обладают селективным действием по отношению к микотоксинам и высокой эффективностью. Поэтому компания «Каргилл» выбрала в качестве основы для своих решений против микотоксинов именно их. На основании подтвержденной эффективности в ходе многочисленных исследований in vitro и in vivo компания «Каргилл» разработала линейку адсорбентов Notox. Адсорбенты Notox отличаются высокой сорбционной емкостью (график).
Эффективность связывания микотоксинов адсорбентами Notox, %
Notox LS содержит органоалюмосликаты и активированный уголь. Основное назначение препарата — эффективное связывание микотоксинов.
Notox Ultimate представляет собой уникальную комбинацию активированных алюмосиликатов, активированного угля, продуктов ферментации S. cerevisiae, растительных экстрактов и антиоксидантов, предназначенную для борьбы со всем спектром микотоксинов.
Компания «Каргилл» использует комплексный подход к решению проблемы микотоксикозов, который включает полное техническое сопровождение, проведение анализов и разработку стратегии. Портал о микотоксинах Notox Online содержит самую большую базу данных анализов микотоксинов в России и мире, подчеркнула Елизавета.
Практический опыт борьбы с микотоксинами
Молочный комплекс ООО «Лесные поляны» работает в Московской области более 100 лет. О том, как в хозяйстве решают проблему микотоксинов, рассказал его генеральный директор Евгений Никитин.
Площадь сельхозугодий предприятия — 1850 га. Численность скота — 1800 голов, включая 925 фуражных коров. В том числе 800 голов содержат на привязи и доят в линейный молокопровод, еще 125 коров — на беспривязном содержании с роботизированным доением.
Продуктивность в 2023 г. составила 10 635 кг молока за лактацию. На год в хозяйстве заготовляют по 8 тыс. т сенажа и кукурузного силоса, 500 т сена. Корма закладывают на хранение в бетонные траншеи (13 тыс. т) и в курганы на полях (6 тыс. т). Рационы для скота составляют специалисты компании «Каргилл».
По результатам последних анализов в злаково-бобовом сенаже были выявлены высокое содержание зеараленона, средняя концентрация Т-2 токсина, незначительное количество афлатоксина В1 и суммы афлатоксинов. В сенаже многолетних трав обнаружили высокий уровень зеараленона, афлатоксина В1, суммы афлатоксинов и незначительное количество Т-2 токсина. Кукурузный силос оказался сильно контаминирован зеараленоном, в незначительной степени — афлатоксином В1 и суммой афлатоксинов. Исследования были проведены как в лабораторных условиях, так и в полевых с помощью портативного прибора.
Даже в небольших количествах микотоксины действуют синергично и пагубно влияют на переваривание кормов и состояние здоровья животных, подчеркнул Е. Никитин и перечислил основные последствия микотоксикозов, с которыми столкнулись в хозяйстве:
- снижение воспроизводства (многие коровы не приходили в охоту, осеменение было неэффективным);
- частые аборты на поздних сроках стельности;
- расстройство пищеварения (диарея, воспаление слизистой кишечника);
- негативное воздействие на печень.
Работа по снижению уровня микотоксинов в кормах включала следующие этапы:
- ручную выемку зараженных участков сенажа или силоса для минимизации попадания контаминированного корма в кормосмеситель;
- использование сорбента при скармливании зараженных кормов в лечебной дозе (30–40 г на голову в сутки, что требует затрат в размере 7 руб. на одну корову в день);
- смешивание контаминированных кормов с менее контаминированными;
- мониторинг контаминации микотоксинами кормового сырья один раз в месяц, а также перед открытием новой ямы или кургана;
- корректировка дозы сорбента по результатам мониторинга (при хорошем качестве кормов норму ввода можно уменьшить до профилактической — 10–15 г на голову в сутки);
- проверка эффективности сорбента.
Одна из проблем, с которой столкнулись в хозяйстве при борьбе с микотоксинами, — невозможность точно измерить, сколько патогенов связывает сорбент. Бывает, что анализ показывает низкую контаминацию корма, но признаки микотоксикоза у животных есть. Е. Никитин рассказал, что теперь на предприятии регулярно отправляют образцы в лабораторию, где проводят исследование общей токсичности кормов по выживаемости инфузорий.
Такой метод в хозяйстве считают наиболее информативным. Если при анализе выживаемость инфузорий составляет от 70 до 100% — токсичность корма низкая, 40–69% — слабая, 0–39% — высокая. Опираясь на эти показатели, специалисты принимают решение о применении лечебной или профилактической дозы сорбента.
Результатом такой работы стало достижение высокой продуктивности коров: при стойловом содержании 36,5 кг, при беспривязном — 37,5 кг. Сократилось число случаев диареи, количество абортов. Коровы стали более активными и лучше приходят в охоту.
После применения сорбента в дозировке 30–40 г надои увеличились на 0,3 кг на корову в сутки, что принесло хозяйству 14 руб. на корову в день. То есть при затратах на препарат 7 руб./гол. было дополнительно получено 7 руб. на каждое животное. При этом удалось не только увеличить прибыль, но и сохранить здоровье коров, заключил Е. Никитин.
Все материалы и запись вебинара доступны на сайте Milk News, а на любые вопросы, касающиеся эффективного производства молока на современных фермах, всегда готовы ответить специалисты компании «Каргилл».